Заявление об оспаривании решения налогового органа удовлетворено, поскольку у налогового органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов, так как целью истребования справок являлась проверка прокурором исполнения государственными служащими налогового органа установленных действующим законодательством обязанностей, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений.

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 16.10.2012 по делу N 33-3282/2012

Председательствующий:

судья Н.С. Подшивалова

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе,

председательствующего судьи — В.В. Пичуева,

судей — Т.И. Васильевой и П.Н. Смолякова,

с участием прокурора — С.А. Выскубовой,

при секретаре — Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 16 октября 2012 года,

гражданское дело по заявлению Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю,

по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица,

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 4 июня 2012 года, которым постановлено:

«Заявление Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю в предоставлении в Шилкинскую межрайонную прокуратуру копии справок государственных служащих — работников Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю — о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера на себя, своих супруга и несовершеннолетних детей за 2011 г., незаконным.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю предоставить в течение 10 дней с момента вступления решения законную силу решения суда, в Шилкинскую межрайонную прокуратуру, копии справок государственных служащих — работников Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю — о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супруга и несовершеннолетних детей за 2011 г. «.

Заслушав доклад судьи П.Н. Смолякова, судебная коллегия,

установила:

Шилкинский межрайонный прокурор Забайкальского края обратился в суд с указанным заявлением (л.д. 2-6), уточненным в ходе судебного разбирательства (л.д. 23-27), ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (далее — инспекция) им был направлен запрос о предоставлении копий справок государственных служащих инспекции о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супруга и несовершеннолетних детей за 2011 год. В ответе от 2 мая 2012 года инспекция сообщила об отказе в предоставлении документов. Указывая на несоответствие такого отказа требованиям законодательства и создание им препятствий в осуществлении возложенных законом полномочий прокурора, последний просил суд признать его незаконным и обязать инспекцию в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить копии соответствующих справок.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 43-45).

В апелляционной жалобе (л.д. 49-51) исполняющий обязанности начальника инспекции просит это решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора. Полагает, что содержащиеся в справках сведения относятся к персональным данным государственных гражданских служащих, носят конфиденциальный характер и не могут быть предоставлены без согласия самих государственных служащих, эти сведения также составляют налоговую тайну, разглашение которой не допускается. Одновременно обращает внимание, что в интересующей прокурора части они размещены на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю. Ссылка Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края на задание Прокуратуры Забайкальского края, по мнению заявителя жалобы, неубедительна, поскольку инспекция не указана в данном задании в качестве проверяемого лица. Отказ в предоставлении копий справок объяснил и рекомендациями вышестоящего налогового органа.

В возражениях относительно апелляционной жалобы (л.д. 63) участвующий в деле прокурор выразил согласие с решением суда.

В заседании суда апелляционной инстанции приняли участие представители: инспекции — С., поддержавшая апелляционную жалобу; прокуратуры — С.А. Выскубова, возражавшая против ее удовлетворения.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции — деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ).

Анализ правовых норм этого закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3, 6, 7 — 11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе в налоговых органах.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено также принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункты «а», «б» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы).

Пунктом 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции, среди прочего, являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты «б», «д» пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Из системного толкования упомянутых правовых норм, которые были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона N 273-ФЗ, вправе затребовать документы, необходимые для выявления и устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Как видно из материалов дела, во исполнение задания Прокуратуры Забайкальского края от 12 апреля 2012 года N 86-13-2002 (л.д. 7-8) Шилкинской межрайонной прокуратурой Забайкальского края проводилась проверка исполнения государственными служащими инспекции обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супруга и несовершеннолетних детей за 2011 год.

В рамках указанной проверки, руководствуясь положениями статей 6 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 17 апреля 2012 года, Шилкинский межрайонный прокурор Забайкальского края направил в инспекцию запрос (л.д. 9-11), содержащий конкретные требования о предоставлении документов, необходимых для выполнения возложенных законом надзорных функций — копий справок государственных служащих инспекции о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супруга и несовершеннолетних детей за 2011 год.

Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований Шилкинского межрайонного прокурора Забайкальского края действующему законодательству.

В связи с изложенным у инспекции отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов (л.д. 12-13).

Поскольку целью истребования справок являлась проверка прокурором исполнения государственными служащими инспекции установленных действующим законодательством обязанностей, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ, нельзя согласиться с доводами инспекции о том, что прокурор вправе их истребовать только в отношении конкретных государственных служащих при наличии информации о фактах нарушения ими закона. Согласие государственных служащих на предоставление таких справок не требовалось — проверка проводится независимо от наличия такого согласия.

Не является основанием для отмены обжалуемого решения и то указанное в апелляционной жалобе обстоятельство, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим, носят конфиденциальный характер. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 4, 40.1, 40.4, 43) не исключает возможность ознакомления прокурора со сведениями конфиденциального характера.

Налоговую тайну (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации) эти сведения не образуют с учетом того, что они получены инспекцией не в качестве налогового органа и не касаются уплаты государственными служащими налогов.

Размещение сведений о доходах государственных служащих инспекции на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю не препятствовало истребованию прокурором копий соответствующих справок, так как одним из предметов прокурорской проверки в этом случае является соответствие размещенных сведений сведениям, содержащимся в справках.

Аналогичным образом, не принимаются ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что в задании Прокуратуры Забайкальского края инспекция не поименована как адресат запроса — задание охватывало все территориальные подразделения органов государственной власти, органы местного самоуправления. Кроме того, полномочия прокурора в рассматриваемой правовой ситуации вытекали не из задания вышестоящей прокуратуры как такового, а из процитированных ранее норм специального законодательства.

Касательно письма исполняющего обязанности начальника Управления кадров Федеральной налоговой службы N 4-4-10/0014@ от 10 августа 2011 года (л.д. 31-34) судебная коллегия отмечает, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативным правовым актом, содержащим адресованные инспекции предписания властного характера. Поэтому ссылка в жалобе на этот документ в доказательство законности оспариваемого решения представляется неуместной.

Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

оставить решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 4 июня 2012 года без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.ПИЧУЕВ

Судьи
Т.И.ВАСИЛЬЕВА

Копия верна
П.Н.СМОЛЯКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *