Решение вопросов создания скотомогильников (биотермических ям) законодательством отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Сведений о правах ответчика на скотомогильник и о нахождении на его балансе этого объекта в материалах дела не имеется, полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников ответчику не передавались.

Постановление Президиума Забайкальского краевого суда от 07.10.2010 N Г-33-2010

Суд первой инстанции

Алехина О.С.

Суд второй инстанции:

Толстобров А.А. (предс.),

Иванов А.В., Карабельский А.А. (докл.)

Президиум Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Доровского Н.Г.

и членов президиума Намцараева Б.Н., Шишкиной Н.П.,

Багдасаровой Л.В., Калашниковой Л.А., Махмудовой В.И.,

рассмотрев по докладу судьи Багдасаровой Л.В. с участием первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В гражданское дело по заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «К» о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с установленными требованиями,

установил:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился с вышеназванными требованиями, мотивируя тем, что в <…> расположен скотомогильник. Он представляет собой неогороженный участок местности площадью 25 кв. м, внутри которого находится место для захоронения биологических отходов. Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям. Это создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Решением Краснокаменского городского суда от 26 августа 2009 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2009 года, постановлено: бездействие администрации сельского поселения «К» в неисполнении Правил устройства скотомогильников признать незаконным; обязать администрацию сельского поселения «К» принять меры к устройству и оборудованию скотомогильников (биотермической ямы) глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 — 1,4 метра, шириной не менее 1,5 метров с устройством вала из вынутого грунта; через траншею перекинуть мост; в центре участка выкопать яму размером 3,0 на 3,0 метра и глубиной 10 метров, внутрь которой поместить металлическую емкость по размеру ямы; емкость оборудовать отверстием с плотно закрываемой крышкой; из емкости вывести вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.

Определением Краснокаменского городского суда от 2 августа 2010 года администрации сельского поселения «К» восстановлен срок на подачу надзорной жалобы.

В надзорной жалобе, поступившей 31 августа 2010 года, глава администрации сельского поселения «К» В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, считая их незаконными.

2 сентября 2010 года дело истребовано из Краснокаменского городского суда; 29 сентября 2010 года оно поступило в Забайкальский краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 24 сентября 2010 года дело передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения выслушав объяснения первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В., президиум находит решение и кассационное определение подлежащими отмене.

При удовлетворении требования прокурора суд, сославшись на положения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о праве граждан на благоприятную среду обитания и об отнесении к вопросам местного значения поселения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, признал, что со стороны администрации сельского поселения «К» имеет место неисполнение требований к обустройству и эксплуатации скотомогильника.

Этот вывод суда президиум не может признать правильным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отсюда следует, что данный Закон не распространяется на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями поселений, которые не могут быть отнесены к вопросам местного значения поселения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6 Закона и части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.

В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 этого же Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Из приведенных норм следует, что решение вопросов создания скотомогильников (биотермических ям) возложено на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления закон не предусматривает.

Согласно пунктам 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Сведений о правах ответчика на скотомогильник и о нахождении на его балансе этого объекта в материалах дела не имеется.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает обращения в муниципальную собственность имеющегося на территории сельского поселения «К» места захоронения биологических отходов, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников ответчику не передавались, у суда не было оснований для возложения на него обязанности по оборудованию скотомогильника (биотермической ямы).

Поскольку судами первой и кассационной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход дела, их судебные постановления подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

решение Краснокаменского городского суда от 26 августа 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2009 года отменить.

В удовлетворении заявления Краснокаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «К» о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с установленными требованиями отказать.

Председатель
Н.Г.ДОРОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *