В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании выдать его отказано, поскольку спорный земельный участок не сформирован и его границы не определены: без предоставления заявителем документов, необходимых для заполнения градостроительного плана по установленной законом форме, ответчик не мог изготовить его. Заявитель не был лишен возможности устранить допущенные нарушения, однако таких действий им не было

Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20.06.2013 N 33-2869

20 июня 2013 года судебная коллегия по гражданским делам

Воронежского областного суда в составе:

Председательствующего: ФИО6,

судей: Батищевой Л.В., ФИО5,

при секретаре П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО5

гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Управления главного архитектора Администрации городского округа <адрес> в выдаче градостроительного плана земельного участка без взимания платы и в сроки, установленные ч. 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ и понуждении — обязать выдать запрашиваемый градостроительный план земельного участка;

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано;

(судья районного суда ФИО4),

установила:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просил признать отказ Управления главного архитектора Администрации городского округа <адрес> в выдаче градостроительного плана земельного участка без взимания платы и в сроки, установленные ч. 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ и понуждении — обязать выдать запрашиваемый градостроительный план земельного участка.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление главного архитектора с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> целях получения разрешения на реконструкцию дома. Все необходимые документы для получения градостроительного плана им были представлены, однако в выдаче указанного документа ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Полагал, что такой отказ является незаконным.

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 76, 77 — 79).

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 82 — 87).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель ФИО1 представитель заинтересованного лица — Управления главного архитектора администрации городского округа <адрес> не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом и в установленном порядке, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 статьи 167 и ч. 1 статьи 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 — Е.В., действующая на основании доверенности, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие заявителя, поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям и просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Полномочия суда апелляционной инстанции предусмотрены статьей 328 ГПК РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 статьи 327.1 ГПК РФ считает необходимым и достаточным проверить решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии с ч. 1 статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 — 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует и это установлено судом первой инстанции, что согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 10).

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок 6 (л.д. 11).

Письменным ответом Управления главного архитектора Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (ранее <адрес>) отказано ввиду того, что земельный участок не сформирован и его границы не определены как это предусмотрено ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 17 — 20).

Обжалуя законность указанного отказа, заявитель ссылался на то обстоятельство, что в силу статей 41, 44, 46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка и не является правоустанавливающим документом. Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия; требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт). Форма заявления на выдачу градостроительного плана является произвольной и каких-либо требований составу прилагаемых документов Градостроительный кодекс не устанавливает.

Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что требование Управления главного архитектора администрации городского округа <адрес> о предоставлении документов, подтверждающих формирование земельного участка и позволяющих идентифицировать земельный участок как объект недвижимого имущества, соответствуют действующему законодательству и без предоставления документов, необходимых для заполнения градостроительного плана по установленной законом форме, Управление главного архитектора было лишено возможности изготовить градостроительный план.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они являются законными и обоснованными, сделанными на правильном толковании норм материального права, при полном, всестороннем и объективном изучении доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки доказательств, судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В статье 56 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что градостроительный план — это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 — 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В статье 46 Градостроительного кодекса РФ не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ N от ДД.ММ.ГГГГ N 40, и строка 1 формы градостроительного плана земельного участка содержит указание на чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором указываются:

— схема расположения земельного участка в окружении

смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);

— границы земельного участка и координаты поворотных точек;

— красные линии;

— обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;

— минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;

— границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

— места допустимого размещения объекта капитального строительства;

— информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны);

— границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); — параметры разрешенного строительства.

Информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии.

Исходя из изложенного, для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в чертеже градостроительного плана земельного участка.

Постановлением Администрации городского округа <адрес> N 622 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории городского округа <адрес>» (далее по тексту — Административный регламент).

Согласно п. 2.8 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:

— предоставление в рамках межведомственного взаимодействия информации об отсутствии запрашиваемых сведений или представление сведений, содержащих противоречивые данные;

— земельный участок не сформирован в установленном порядке;

— земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, и не подлежит застройке;

— земельный участок предоставлен для строительства линейного объекта (линейных объектов).

На момент обращения заявителя ФИО1 в Управление главного архитектора <адрес> с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка и предоставления ему заинтересованным лицом ответа по существу его обращения Административный регламент являлся действующим и, соответственно, подлежал применению.

Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что получив ответ Управления главного архитектора об отсутствии возможности подготовить градостроительный план земельного участка со ссылкой на необходимость предоставления документов, предусмотренных Административным регламентом, заявитель не был лишен возможности устранить допущенные им нарушения и представить необходимые документы подтверждающие формирование земельного участка, однако таких действий им не было совершено.

В соответствии с п. 2 части 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.

В части 2 данной нормы Закона (статья 6 Земельного кодекса РФ) дается понятие земельного участка.

Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Исходя из существа приведенных положений Земельного кодекса РФ, усматривается, что каждая вещь имеет свои индивидуальные признаки.

Согласно кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 56).

Наличие такого положения препятствует объективно определить индивидуальные признаки объекта недвижимого имущества — земельного участка.

Исходя из вышеизложенного и анализа нормативных правовых актов, требования Управления главного архитектора о предоставлении дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана земельного участка основаны на положениях Градостроительного кодекса РФ и принятого в исполнение его положений Административного регламента.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия —

определила:

решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *