Решение суда по делу о взыскании денежных средств в качестве доплаты пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком отменено в части взыскания госпошлины, в остальном решение оставлено без изменения, поскольку установлено неправильное исчисление пособий, не полностью полученных истцом по вине работодателя, так как при расчете среднего заработка часть денежного содержания в него не была включена.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 23.11.2012 N 33-4553/2012

Судья Вавилова С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Вершининой О.Ю., Федосеевой О.А.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее — Межрайонная ИФНС России N 12 по Вологодской области) на решение Череповецкого городского суда от 13 сентября 2012 года, которым взысканы с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области в пользу Т. в качестве доплаты пособия по беременности и родам в сумме … рублей … копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет в сумме … рублей … копеек.

Взыскана с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области госпошлина в доход местного бюджета … рублей … копеек.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Т., судебная коллегия

установила:

Т. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области о взыскании денежных средств в качестве доплаты пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.

В обоснование требований указала, что с <ДАТА> по настоящее время является работником Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области. Между ней и Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области заключен служебный контракт N … о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе, согласно условиям которого она обязалась исполнять обязанности заместителя начальника юридического отдела.

С <ДАТА> по <ДАТА> она находилась в трудовом отпуске, с <ДАТА> по <ДАТА> — в отпуске по беременности и родам, с <ДАТА> по <ДАТА> — в отпуске по уходу за ребенком.

При расчете среднего заработка для выплаты пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком ответчиком не были учтены суммы: единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; доплат за совмещение; надбавок за расширение зоны обслуживания; квартальной премии.

Пунктом 9 служебного контракта ей установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в размере … рублей … копеек (с <ДАТА> — … рублей, с <ДАТА> — … рублей); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере … рублей … копеек (с <ДАТА> — … рублей, с <ДАТА> — … рублей); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере …%; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в размере …% этого оклада (с <ДАТА> — …%); ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска материальной помощи.

Пунктом … служебного контракта установлено, что производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

За расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей начальника юридического отдела без освобождения от своей основной работы ей была установлена доплата.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, доплата за совмещение, надбавка за расширение зоны обслуживания и квартальные премии входят в денежное содержание государственного гражданского служащего, и на перечисленные выплаты начисляется единый социальный налог.

Кроме того, доплата за совмещение и надбавка за расширение зоны обслуживания были установлены приказами по инспекции и выплачивались в течение всего периода исполнения служебных обязанностей.

Инспекцией произведено начисление пособия по беременности и родам в размере … рублей … копеек, пособия по уходу за ребенком в размере … рублей … копейки без учета сумм доплат, единовременных выплат, на которые также начисляется единый социальный налог.

Размер невыплаченного пособия по беременности и родам составил … рублей … копеек, сумма невыплаченного пособия по отпуску по уходу за ребенком … рублей … копеек.

Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в сумме … рублей … копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в сумме … рубль … копеек.

В дополнение и уточнение исковых требований <ДАТА> Т. подано заявление, где она просила взыскать с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в сумме … рублей … копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в сумме … рубля … копеек, всего взыскать … рублей … копеек.

В судебном заседании истец Т. исковые требования с учетом их дополнения поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представлены дополнения к возражениям, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно возражениям на иск материальная помощь и единовременные выплаты, не относящиеся к оплате труда, при определении суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам при расчете среднего заработка работника не учитываются, поскольку данные выплаты не связаны с трудовой деятельностью, они производятся на основании заявления работника. Материальная помощь и единовременные выплаты являются фондообразующей составляющей денежного содержания гражданского служащего. Доплата за совмещение и надбавки за расширение зоны обслуживания также не входят в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих, поэтому не могут учитываться в денежном содержании гражданского служащего, и, следовательно, не могут быть включены при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, при начислении пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком. Доводы истца в части не включения инспекцией при расчете пособия квартальных премий, выплаченных в <ДАТА> в размере … рублей и <ДАТА> в размере … рублей, необоснованны, так как данные премии были включены инспекцией при перерасчете пособия по беременности и родам в <ДАТА> в размере … рублей. Средства материального стимулирования, выплаченные истцу в <ДАТА>, обоснованно не включены в расчетный период по беременности и родам, поскольку средний заработок для начисления пособия рассчитан за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу отпуска по беременности и родам, <ДАТА> не входит в расчетный период. Средства материального стимулирования при расчете пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет не учтены, так как материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ГУ — Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по Единому социальному налогу. Также в состав заработка включаются все премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, оно осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей. Указанные премии учитываются при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком при условии, что они предусмотрены системой оплаты труда и на них начисляется Единых социальный налог.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 12 по Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск. Указывает, что в нарушении пункта 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении отсутствуют возражения ответчика, а также отсутствуют ссылки на законы, которыми руководствовался суд при принятии решения, не изложено доводов о правомерности включения истцом в расчет среднего заработка сумм материальной помощи. Кроме того, считает, что правовых оснований на взыскание с инспекции государственной пошлины у суда не имелось в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

При вынесении решения об удовлетворении требований Т. суд сделал вывод о неправильном исчислении пособий, не полностью полученных Т. по вине работодателя, поскольку при расчете среднего заработка часть денежного содержания в него не включена.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплата труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действие трудового законодательства в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации распространяется на государственных гражданских служащих с учетом особенностей, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Вопросы назначения пособия по беременности и родам регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Т. предоставлен отпуск по беременности и родам с <ДАТА> по <ДАТА> (л.д. …). На основании приказа от <ДАТА> N … истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на … календарных дней с <ДАТА> (л.д. …).

Пунктами 1, 2, 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исходя из условий служебного контракта, заключенного с Т., на момент начисления пособий данная выплата также включена в состав денежного содержания, как составляющая часть оплаты его труда, что подтверждается дополнительными соглашениями к контракту от <ДАТА> (л.д. …), от <ДАТА> (л.д. ….).

Поэтому доводы апелляционной жалобы об исключении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска из подсчета среднего заработка для начисления пособий не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ и пункта 2 Положения N 375 в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования.

При этом согласно пункту 2 Положения N 375 в заработок, из которого исчисляется пособие, включаются, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, а также надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год.

В соответствии с пунктом 14 Положения N 375 премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца) вознаграждение по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 01 января 2007 года и в 2008 — 2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС осуществляется в виде премий.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» установлено, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 — 2010 годы. Материальное стимулирование указанной категории лиц осуществляется при условии достижения соответствующей территориальными органами ФНС показателей эффективности их деятельности.

На основании приказов от <ДАТА> N … «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих МИФНС России N 12 по Вологодской области за … квартал … года» и N … «О дополнительном материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих МИФНС России N 12 по Вологодской области за … квартал … года» государственным гражданским служащим МИФНС России N 12 по Вологодской области было выплачено материальное стимулирование за … квартал … года и премия из средств начальника МИФНС России N 12 по Вологодской области за … квартал … года, включая истца.

Приказом МИФНС России N 12 по Вологодской области от <ДАТА> N … на Т. было возложено исполнение обязанностей начальника юридического отдела с <ДАТА> с выплатой разницы в окладах за совмещение (л.д. …), на основании приказа от <ДАТА> N … Т. с <ДАТА> производилась доплата за расширение зоны обслуживания на период отсутствия основного работника в размере …% должностного оклада отсутствующего работника (л.д. …).

При решении вопроса о включении той или иной выплаты в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того, начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.

Если на суммы, выплачиваемые государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, начисляются страховые взносы, то они также подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий в текущем году.

Согласно расчетным листкам (л.д. …) на суммы премий, материальной помощи, доплат за совмещение и доплат за расширение зоны обслуживания начислялся единый социальный налог, следовательно, они подпадают под иные выплаты, предусмотренные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому входят в расчет среднего заработка.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Т. является обоснованным, учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность выплатить Т. в качестве доплаты пособия по беременности и родам в сумме … рубля … копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком … рубля … копеек.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а также с приведенными в решении расчетами, поскольку они арифметически верны, соответствуют требованиям Закона N 255-ФЗ, Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Однако заслуживает внимания довод апелляционной жалобы об отсутствии у суда правовых оснований на взыскание с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области государственной пошлины.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного решение в части взыскания с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области госпошлины в доход местного бюджета в размере … рублей … копеек подлежит отмене.

В остальном доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 13 сентября 2012 года в части взыскания с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области госпошлины в доход местного бюджета в размере … рублей … копеек отменить.

В остальной части решение Череповецкого городского суда от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области — без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ

Судьи
О.Ю.ВЕРШИНИНА
О.А.ФЕДОСЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *