Решение суда, которым отказано в удовлетворении иска о признании неправомерным отказа во включении в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменено, требования удовлетворены, поскольку установлено право истца на включение в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 16.11.2012 N 33-4533/2012

Судья Олейникова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Т.Н. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 10 сентября 2012 года, которым исковые требования С.Т.Н. к мэрии города Череповца, Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области об оспаривании действий оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., судебная коллегия

установила:

С.Н.А. на основании постановления мэра города Череповца от <…> N … поставлен на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включен в список граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем как военнослужащий Советской Армии, выполнявший интернациональный долг.

С.Н.А. умер.

Его супруга С.Т.Н. обратилась в жилищное управление мэрии города Череповца с заявлением о включении ее в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано.

Оспаривая правомерность отказа, <…> С.Т.Н. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца о признании отказа жилищного управления мэрии города Череповца от <…> неправомерным и не порождающим правовых последствий.

Определением суда от <…> к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.

Определением суда от <…> произведена замена ответчика — Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.

В ходе рассмотрения дела истец С.Т.Н. исковые требования изменила, просила признать отказ жилищного управления мэрии города Череповца от неправомерным и не порождающим правовых последствий и возложить на мэрию города Череповца обязанность включить ее в список ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.

В судебное заседание истец С.Т.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца С.Т.Н. по доверенности С.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика мэрии города Череповца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленном на иск отзыве указал, что мэрия города Череповца не является надлежащим ответчиком, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что полномочиями по предоставлению жилищных субсидий ветеранам боевых действий наделены органы местного самоуправления, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области такими полномочиями не обладает.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе С.Т.Н. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указывая, что являясь членом семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, она имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также — погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4 части 1 статьи 21 названного закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Независимо от <…> состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В части 12 этой же статьи указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в настоящей статье.

Порядок предоставления органами местного самоуправления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 22 июня 2009 года N 945 «О предоставлении жилищных субсидий на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан», предусматривает, что право на меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем гарантируется членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований С.Т.Н., суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для включения ее в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, поскольку ветераном боевых действий она не является, а статус члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий приобрела после 01 января 2005 года.

Вместе с тем, юридически значимым обстоятельством по данному делу является постановка ветерана боевых действий или членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий именно до 1 марта 2005 года.

Как следует из материалов дела, С.Н.А. с <…> состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включен в список граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем как военнослужащий С.А., выполнявший интернациональный долг.

В связи со смертью С.Н.А. <…> очередь граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, переведена на его супругу С.Т.Н., которой <…> получено удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Таким образом, отказ мэрии города Череповца во включении С.Т.Н. в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, является необоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований С.Т.Н. к мэрии города Череповца подлежит отмене с принятием нового решения, которым исковые требования С.Т.Н. к мэрии города Череповца следует удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 10 сентября 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований С.Т.Н. к мэрии города Череповца отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение.

Признать отказ жилищного управления мэрии города Череповца Вологодской области от <…> во включении С.Т.Н. в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, неправомерным и не порождающим правовых последствий.

Возложить на мэрию города Череповца обязанность включить С.Т.Н. в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.

В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 10 сентября 2012 года оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *