В удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано, так как суд пришел к выводу о том, что истица предъявила требования к ненадлежащему ответчику.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 05.08.2014 по делу N 33-913/2014

Судья: Монге-Далай Ч.Ч.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.,

судей Дулуша В.В., Железняковой С.А.

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 апреля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., представителя ответчика О. представителя истицы Г.,

установила:

Б. обратилась в суд к администрации городского поселения г. Шагонар и Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва с иском о предоставлении жилого помещения, указав, что является круглой сиротой. После смерти матери в 1998 году ее опекуном оформлена тетя Д. О том, что после смерти матери в 1999 году неприватизированная квартира по адресу: ** была закреплена за истицей, она не знала. 15 декабря 2010 года истица встала в очередь на получение жилья как сирота. При прохождении перерегистрации случайно узнала о своем праве на квартиру матери. Однако оказалось, что в 2001 году администрацией г. Шагонара данная квартира без соблюдения порядка предоставления жилья была предоставлена семье Д., которая впоследствии приватизировала квартиру. Истица считает администрацию г. Шагонара виновной в лишении ее права на жилое помещение, в связи с чем просила суд обязать администрацию предоставить ей благоустроенную однокомнатную квартиру площадью не менее 32,1 кв. м, аналогичную квартире матери. Считает также виновным орган опеки и попечительства Улуг-Хемского района в том, что не были защищены ее права как сироты, не обеспечена сохранность принадлежащего ей имущества. На основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ просила суд обязать ответчиков солидарно предоставить ей на условиях социального найма благоустроенную однокомнатную квартиру площадью не менее 32, 1 кв. м, а также взыскать с них солидарно судебные расходы в размере 1 700 рублей.

В ходе рассмотрения дела Б. отказалась от исковых требований к администрации городского поселения г. Шагонар, а также от возмещения судебных расходов, поэтому определением суда от 22 апреля 2014 года производство по делу в указанной части иска было прекращено.

Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 апреля 2014 года иск Б. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва удовлетворен. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Б. жилое помещение на территории городского поселения «Город Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва» общей площадью не менее 33 кв. м, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.

Не согласившись с решением суда, представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Х., действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и оставить заявление без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. Считает, что поскольку Б. не реализовала свое право на получение жилья до 1 января 2013 года, то ей необходимо пройти все процедуры, предусмотренные новым порядком предоставления жилья по Закону Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 (ред. от 24.12.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть она должна подать заявление, представить все документы, дающие право на включение в список, получить решение о включении в список и направление в орган, осуществляющий функции по управлению имуществом. Кроме того, указывает, что органом, принимающим решение о предоставлении жилья, по закону является орган, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом Республики Тыва. В Положении об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва такой функции нет.

В возражении на апелляционную жалобу истица Б. просит решение суда оставить без изменения, указав, что Агентство по делам семьи и детей обязано предоставить ей квартиру, равноценную утраченной, поскольку она была лишена не права на получение квартиры, а конкретной квартиры.

И.о. прокурора района Х. также подано возражение на апелляционную жалобу ответчика, в котором имеется ссылка на ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающую, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика — Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва О., действующий по доверенности, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.

Истица Б., третьи лица — Д., И., О. прокурор в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признает их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истицы Г., действующая по ордеру, в судебном заседании не согласилась с доводами апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом по делу установлено и подтверждается материалами дела, что Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ** **, ее матерью является Ч., отцом — Р.

Согласно свидетельству о смерти, Ч. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением председателя администрации Улуг-Хемского кожууна от 30 сентября 1999 года N над несовершеннолетней Б. установлена опека.

10 февраля 2014 года Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва переданы учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей городского поселения г. Шагонар Республики Тыва, в том числе Б.

С 15 декабря 2010 года Б. состоит в льготной очереди на получение жилья.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Б., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 года N 414 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, то Агентство обязано предоставить Б. жилое помещение. Кроме того, суд при вынесении решения принял признание иска представителем Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва У., действующей на основании доверенности.

С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Республики Тыва от 15.03.2013 N 1859 ВХ-1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее — уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 п. 8.3. вышеуказанного закона Республики Тыва жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок.

Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения (ч. 3)

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 1 января 2013 года возложена на орган государственной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом.

В пункте 1 Положения о министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04 мая 2007 года N 591, указано, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по управлению имуществом Республики Тыва (п. 1 в ред. постановления Правительства РТ от 30.11.2012 N 666).

В связи с чем вывод суда о возложении на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанности по обеспечению Б. жилым помещением является неправильным, не соответствующим нормам материального права.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований. В случае непринятия судом признания иска ответчиком суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу.

Частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Так как признание иска представителем ответчика — Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва противоречит действующему законодательству, то принятие судом первой инстанции указанного признания нельзя признать законным, а доводы возражения прокурора — обоснованными.

Кроме того, судебной коллегией установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело не по заявленным истицей требованиям, изменив по своему усмотрению основание иска, хотя такое право законом предоставлено только истице (ч. 1 статьи 39 ГПК РФ).

В своем исковом заявлении истица Б. просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на основании статьи 1069 ГК РФ, так как в результате незаконного бездействия органа опеки и попечительства Улуг-Хемского района, правопреемником которого, по ее мнению, является ответчик, она лишилась жилого помещения по адресу: **, закрепленного за ней после смерти матери.

Согласно пункту 1 статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

На основании п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Таким образом, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Замена ненадлежащего ответчика надлежащим возможна только при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поэтому иск Б. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения не подлежит удовлетворению.

В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу пп. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 22 апреля 2014 года отменить и принять новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении иска Б. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 августа 2014 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *