В удовлетворении иска об установлении факта рождения ребенка, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным отказано правомерно, поскольку оснований для выдачи медицинского свидетельства о рождении и медицинского свидетельства о смерти не имеется.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.08.2014 по делу N 33-11220/2014

Судья А.И. Шамгунов

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,

судей Г.А. Сахиповой, Н.А. Губаевой,

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 июня 2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району города Казани, отделу Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Ново-Савиновскому району об установлении факта рождения ребенка, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району г. Казани — О., Судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району города Казани об установлении факта рождения ребенка, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным.

В обоснование заявленных требований указывается, что 20 июля 2011 года у нее произошел выкидыш живым плодом мужского пола, который умер 23 июля 2011 года. Она обратилась в ЗАГС с целью получить свидетельство о рождении умершего ребенка, в чем ей было отказано.

29 августа 2013 года у нее родился второй ребенок, в связи с чем она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани с заявление о выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала, однако в этом ей также было отказано.

Полагая данный отказ незаконным и дополнив требования, истица просила суд установить факт рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району г. Казани выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, свидетельство (справку) о рождении ребенка, умершего на первой недели жизни.

В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве ответчика привлечен отдел Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Ново-Савиновскому району.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району г. Казани исковые требования не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя отдела Управления ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Ново-Савиновскому району, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения в нарушение норм материального права, в соответствие с которыми правовым и значимым основанием для выдачи сертификата на материнский капитал, является не наличие свидетельства о рождении перового ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району г. Казани с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона от 29.12.2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», настоящий Федеральный закон устанавливает меры государственной социальной поддержки семей, имеющих детей в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей с 1 января 2007 года, если они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно пункту 4 Правил подачи заявления и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский семейный капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.10.2011 года N 1180н, лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее — заявление) со всеми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, который указывает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение указанных детей.

Материалами дела подтверждено, что 20 июля 2011 года у С. произошел выкидыш живым плодом массой 980 гр., который умер 23 июля 2011 года.

29 августа 2013 года у нее родился ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении.

При обращении С. в Управление Пенсионного фонда РФ в Ново-Савиновском районе г. Казани с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал решением УПФР 11 декабря 2013 года N 1236 истице отказано в выдаче сертификата, в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований истицы, суд пришел к правильному выводу о том, что требования закона при принятии решения об отказе в выдаче истице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал соблюдены. При этом, суд верно исходил из того, что у С., родившей недоношенного ребенка, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с требованиями Федерального закона N 256-ФЗ.

В соответствии с пунктами 2 — 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.

Обязанность заявить в орган записи актов гражданского состояния о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается на:

руководителя медицинской организации, в которой происходили роды или в которой ребенок умер;

руководителя медицинской организации, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность, — при родах вне медицинской организации.

Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

С учетом изложенного, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае своевременного направления руководителем медицинской организации в орган записи актов гражданского состояния заявления о рождении о рождении и смерти ребенка.

Данное условие выполнено не было.

Судом установлено, что на 20 июля 2011 года действовал Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2008 года N 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти».

Согласно рекомендации по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 103/У-08 «медицинское свидетельство о рождении», утвержденной данным Приказом: «медицинское свидетельство о рождении заполняется на: родившихся живыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, сроком беременности 28 недель и более или длиной тела 35 см и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при сроке беременности 28 недель и более — при многоплодных родах; новорожденных, родившихся с массой тела от 500 г до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (7 полных суток жизни)».

Согласно пункту 4 Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 4 декабря 1992 г. N 318/190, перинатальный период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни новорожденного.

Под перинатальной смертью понимается смерть ребенка (независимо от ее причин) в перинатальный период, который охватывает внутриутробное развитие плода, начиная с двадцать восьмой недели беременности, период родов и первые семь суток жизни ребенка.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что при вышеуказанных обстоятельствах оснований для выдачи медицинского свидетельства о рождении и медицинского свидетельства о смерти не имеется.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным письменным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы истицы о том, что была нарушена процедура государственной регистрации рождения ее первого ребенка судебной коллегией признаются необоснованными, поскольку вопрос о бездействии руководства медицинского учреждения предметом рассмотрения в суде первой инстанции не был, действия должностных лиц на предмет нарушения срока на подачу заявления о регистрации рождения ребенка и его смерти незаконными не признавались.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 июня 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С. — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *