Иск в части обязания ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди удовлетворен правомерно, так как истец является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, до настоящего времени жилое помещение семье истца не предоставлено, обязанность по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний,

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.08.2014 по делу N 33-11131/2014

Судья Миннегалиева Р.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галиевой А.С.,

судей Нурмиева М.М., Фахрутдиновой Р.А.,

при секретаре судебного заседания В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи

Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе

представителя Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Приволжского районного суда г. Казани от 11 июня 2014 года, которым удовлетворен частично иск Г.В., постановлено:

Обязать Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить Г.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан — Г.И., С.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани — П., Г.В., ее представителя — С.А., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Г.В. обратилась с иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о признании бездействия незаконными и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. В обоснование иска указано, что с 2004 года истица является инвалидом второй группы бессрочно, состоит на диспансерном учете, по своему психическому состоянию нуждается в отдельной комнате в общежитии без подселения. 12 марта 2007 года ОАО «Мелита» истице, как сотруднику, выдан ордер на жилую площадь в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> где истица проживает и по настоящее время. 18 сентября 2008 года она встала на учет на улучшение жилищных условий. В 2011 году истица вновь обратилась в Управление жилищной политики ИК МО г. Казани с заявлением о предоставлении информации о продвижении в очереди на обеспечение жилым помещением. На ее заявление дан ответ о том, что она состоит в очереди под N 3. В 2012 году, в 2013 году истица вновь обращалась с аналогичными заявлениями о предоставлении информации о продвижении в вышеуказанной очереди, на что ей предоставлен ответ, что она состоит в очереди под N 3. Таким образом, с 2011 года по 2013 год истица вынуждена проживать совместно с сыном в комнате общежития общей площадью 8,17 кв. м, хотя имеющееся у нее заболевание входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с изложенным, просила признать бездействие Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди незаконным; обязать предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

В суде первой инстанции истица, ее представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчика — МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.

Судом в качестве соответчиков привлечены Кабинет Министров Республики Татарстан и ИК МО г. Казани, представители которых в судебном заседании иск не признали.

Судом принято решение о частичном удовлетворении требований в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что жилищное законодательство Российской Федерации не возлагает на субъекты Российской Федерации обязанности по предоставлению инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Такая обязанность возложена Жилищным кодексом Российской Федерации на органы местного самоуправления. В жалобе также отмечается, что федеральный и региональный уровни государственной власти самостоятельно определяют категории граждан, которым предоставляется жилье по договорам социального найма. Кроме того, заявитель указывает, что законодатель, в целях обеспечения жильем лиц, нуждающихся в специальной защите, предусмотрел предоставление им специализированных жилых помещений (глава 9, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации) по договорам безвозмездного пользования (статья 109 Жилищного кодекса Российской Федерации). Кроме того, истица проживает одна, обеспеченность жилой площадью составляет 16,34 кв. м.

В суде апелляционной инстанции представители Кабинета Министров Республики Татарстан — Г.И., С.Э. поддержали доводы апелляционной жалобы.

Г.В., ее представитель — С.А., представитель ИК МО г. Казани — П. возражали доводам апелляционной жалобы.

Представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Из материалов дела следует, что истица С. (после расторжения брака Г.В.) является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой N <данные изъяты>, выданной филиалом <данные изъяты>.

В соответствии с ордером N <данные изъяты> от 12 марта 2007 года истице предоставлено 1 койкоместо в комнате <адрес>.

Как следует из справки РКПБ им. Ак. В.М. Бехтерева МЗ РТ N 1388-В от 08 августа 2008 года истица имеет льготы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 года — право на жилую дополнительную площадь в виде отдельной комнаты; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 901 от 27 июля 1996 года — право на первоочередное обеспечение жилой площадью инвалидов по психическим заболеваниям; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 года ее заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Согласно выписке из распоряжения N 618 от 18 сентября 2008 года Администрации Приволжского района г. Казани истица, проживающая в комнате <адрес> общей площадью 16,34 кв. м, жилой площадью 12,6 кв. м, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди. Всего на указанной площади зарегистрирован один человек. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного человека в семье составляет 16,34 кв. м.

Как следует из выписки из домовой книги от 29 июля 2013 года в комнате <адрес> зарегистрированы: Г.В., А. (брат истицы).

Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд исходил из того, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению. Поскольку до настоящего времени порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, законодательством Республики Татарстан не установлен, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения подлежит возложению на Кабинет Министров Республики Татарстан — Правительство Республики Татарстан, как на исполнительный и распорядительный орган государственной власти Республики Татарстан.

При этом Исполнительный комитет муниципального образования города Казани является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку данный орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных специальным перечнем, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, не являющихся малоимущими.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы обеспечения граждан-инвалидов жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, признаются судебной коллегией несостоятельными.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно положениям статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим.

Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, Г.В. в установленном законом порядке малоимущей не признана.

При указанных обстоятельствах, обязанность по предоставлению жилого помещения Г.В. не может быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку Исполнительный комитет муниципального образования города Казани полномочиями, по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, не наделен.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться, в том числе, имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения инвалидов.

Таким образом, принимая во внимание, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов возложено законодателем на государство, с учетом определенной Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях реализации прав инвалидов, предусмотренных положениями статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем инвалидов происходит путем предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда, противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих, что жилые помещения указанной категории граждан предоставляются по договорам социального найма.

Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку не имеют правового значения и не опровергают выводы суда, на которых основано принятое решение.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, — оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда г. Казани от 11 июня 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кабинета Министров Республики Татарстан — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *