Иск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворен правомерно, так как истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако ответчиком не выполнены обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 19.08.2014 по делу N 33-1427/2014

Судья Парамонов С.П.

Докладчик Козлов А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Козлова А.М.,

судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,

при секретаре С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов С.А., к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Ю. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2014 года,

Заслушав доклад судьи Козлова А.М., мнение прокурора Умновой Е.В. и объяснения С.А. и ее представителя В.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с иском в интересах С.А. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв. м в границах города Саранск.

В обоснование заявленного требования указал, что С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени С.А. жилым помещением не обеспечена.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2014 года иск прокурора Ленинского района г. Саранска полностью удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на недостаточность денежных средств, выделенных администрации городского округа Саранск для приобретения жилых помещений для указанной категории граждан. Кроме того, указывает, что в нарушение требований процессуального законодательства к участию в деле не было привлечено Министерство финансов Республики Мордовия.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель ответчика — администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступивших относительно нее возражений, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ оснований для ее удовлетворения не находит.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родители С.А. (до замужества В.А.) — мать А.Е.А. решением <данные изъяты> от 16 декабря 1999 года лишена родительских прав, отец — В.В.А. умер 08 июня 1995 года.

На основании постановления администрации городского округа Саранск от 24 февраля 2012 года <N> В.(С.) поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Право пользования указанным жилым помещением было сохранено за С.(В.) до ее совершеннолетия. В данном жилом доме проживает А.Е.А. — мать истца, лишенная в отношении нее родительских прав.

С.А. принадлежит 26/300 долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 30 сентября 2013 года <N> установлен факт невозможности проживания С.А. в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, поскольку общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения.

На основании постановления администрации городского округа Саранск от 10 октября 2013 года <N> «О включении или отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» С.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Доказательств наличия у С.А. другого жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что С.А. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в частности после окончания пребывания в образовательном учреждении.

Исходя из содержания указанных выше положений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

В связи с этим довод апелляционной жалобы о недостаточности денежных средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Поскольку С.(В.) до настоящего времени не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, то в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) и Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по предоставлению С.А. жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются правильными.

На основании пунктов «к» и «ж» части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.

Исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления — администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З).

Расчет норматива и распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственного полномочия, производятся на основании методики согласно приложению к настоящему Закону.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

О невозможности исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по независящим от них причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать Правительство Республики Мордовия.

По смыслу вышеприведенных норм непривлечение в качестве третьего лица Министерства финансов Республики Мордовия на правильность выводов суда первой инстанции о возложении на администрацию городского округа Саранск обязанности предоставить С.А. жилое помещение не влияет и не влечет отмену судебного постановления, следовательно, доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации городского округа Саранск Ю. — без удовлетворения.

Председательствующий
А.М.КОЗЛОВ

Судьи
Т.А.ЕЛИНА
Е.Г.КОЗИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *