Исковые требования о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма удовлетворены правомерно, поскольку истец включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а доказательств наличия у него жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, либо жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 05.08.2014 по делу N 33-1355/2014

Судья Макеева С.Н.

Докладчик Козлов А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Старинновой Л.Д.,

судей Козлова А.М., Межевовой Н.И.,

при секретаре Щ.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 августа 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора в интересах В. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2014 года,

Заслушав доклад судьи Козлова А.М., мнение прокурора Умновой Е.В. о законности решения суда, судебная коллегия

установила:

Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах В. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о понуждении предоставить В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв. м.

В обоснование заявленного требования указал, что В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени В. жилым помещением не обеспечен.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2014 года иск Рузаевского межрайонного прокурора полностью удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С. ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что администрация района не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан. Данным полномочием наделено Министерство образования Республики Мордовия. В собственности администрации не имеется жилых помещений, необходимых для перевода в специализированный жилой фонд, а также денежных средств для их приобретения. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В судебное заседание истец В., представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ оснований для ее удовлетворения не находит.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родители В. — мать В.М.Н. решением <данные изъяты> от 13 июля 2007 года лишена родительских прав, отец В.Б.А. в свидетельстве о рождении В. записан со слов матери.

В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Право пользования указанным помещением было сохранено за В. до его совершеннолетия. В данном жилом доме проживает В.М.Н. — мать истца, лишенная в отношении него родительских прав.

Постановлением администрации Рузаевского муниципального района от 19 декабря 2013 года <N> установлен факт невозможности проживания В. в ранее занимаемом им жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу.

На основании постановления администрации Рузаевского муниципального района от 19 декабря 2013 года <N> «О списке детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» В. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Доказательств наличия у В. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, либо жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из содержания приведенных законоположений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

В связи с этим довод апелляционной жалобы об отсутствии жилых помещений, необходимых для перевода в специализированный жилой фонд, а также денежных средств для их приобретения является несостоятельным.

На основании пунктов «к» и «ж» части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 года N 157, на который ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия.

Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления — администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З).

Таким образом, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

Судебная коллегия, исходя из приведенных законоположений, считает, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия является надлежащим ответчиком, в связи с чем, довод апелляционной жалобы в данной части не принимает во внимание.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия С. — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Д.СТАРИННОВА

Судьи
А.М.КОЗЛОВ
Н.И.МЕЖЕВОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *