В удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж пенсии периодов прохождения интернатуры, назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения отказано, так как у истца отсутствовал необходимый для назначения пенсии стаж работы.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 16.04.2013 по делу N 33-815/2013

Судья: Варламов И.Г.

Докладчик: Володина Г.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Адушкиной И.В.

судей Володиной Г.Ф. Скипальской Л.И.

при секретаре судебного заседания Щ.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 апреля 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия К.Г.Н. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 01 февраля 2013 года

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

К.Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту — ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что она обратилась в ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда N <данные изъяты> от 12 ноября 2012 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. По мнению ответчика, ее стаж на дату обращения составил 29 лет 8 дней.

В специальный стаж не засчитан период работы в должности врача-интерна в Комсомольской ЦРБ с 02.08.1982 по 22.07.1983, в Краснослободской ЦРБ с 01.11.1982 по 22.07.1983.

Считала действия ответчика неправомерными.

С учетом уточненных в заявлении от 11 января 2013 г. исковых требований просила суд признать решение ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия N <данные изъяты> от 12 ноября 2012 г. недействительным в части исключения из специального стажа периодов работы с 02.08.1982 по 07.10.1982 и с 13.10.1982 по 22.07.1983; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж указанные выше периоды работы, а также период работы с 06 августа 2012 г. по настоящее время и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на нее.

Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 01 февраля 2013 г. постановлено: «Иск К.Г.М. к ГУ — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия удовлетворить частично.

Решение ГУ — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия от 12 ноября 2012 г. N <данные изъяты> в части исключения из специального стажа К.Г.М. периода прохождения интернатуры по Комсомольской ЦРБ с 02 августа 1982 г. по 07 октября 1982 г., с 13 октября 1982 г. по 30 октября 1982 г., и по Краснослободской ЦРБ с 01 ноября 1982 г. по 22 июля 1983 г. признать недействительным.

Обязать ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия включить К.Г.М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды прохождения интернатуры по педиатрии в Комсомольской ЦРБ с 02 августа 1982 г по 07 октября 1982 г., с 13 октября 1982 г. по 30 октября 1982 г., и в Краснослободской ЦРБ с 01 ноября 1982 г. по 22 июля 1983 г., а также период работы в должности врача-педиатра ГБУЗ РМ «Краснослободская ЦРБ» с 09 августа 2012 г. по 13 августа 2012 г.

Обязать ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия назначить К.Г.М. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на нее, т.е. с 13 августа 2012 г.

В остальной части К.Г.М. в иске отказать».

В апелляционной жалобе начальник ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия К.Г.Н. с решением суда не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе истице в удовлетворении исковых требований. Указала, что для включения в специальный стаж истице периода прохождения интернатуры необходимо, чтобы истица была зачислена на штатную должность по врачебной специальности. Такого стажа истица не имеет. Также считает, что суд неправомерно ссылается в решении на пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005, так как позиция пункта 15 применима при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости.

В судебное заседание представитель ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанное лицо суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании истица К.Г.М. относительно апелляционной жалобы возразила.

Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение подлежащим частично отмене.

Из материалов дела следует, что 06 августа 2012 г. К.Г.М. обратилась в ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия N <данные изъяты> от 12 ноября 2012 г. истице отказано в назначении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, считая, что специальный стаж К.Г.М. на момент обращения составил 29 лет 8 дней.

В специальный стаж не засчитаны периоды:

— прохождение интернатуры: по Комсомольской ЦРБ с 02.08.1982 по 30.10.1982 (в том числе время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 08.10.1982 по 12.10.1982); по Краснослободской ЦРБ с 01.11.1982 по 22.07.1983 со ссылкой на то, что не подтвержден факт зачисления истицы на штатную должность (в приказах о принятии указано зачислить для прохождения интернатуры).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из трудовой книжки на имя К.Г.М. следует, что 02.08.1982 она была зачислена для прохождения интернатуры по педиатрии в Комсомольскую ЦРБ, 30.10.1982 была уволена на основании ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию в связи с переменой места жительства), 01.11.1982 была зачислена в Краснослободскую ЦРБ на должность врача-интерна для прохождения интернатуры по педиатрии, 23.07.1983 после окончания интернатуры назначена на должность врача — участкового педиатра Краснослободской ЦРБ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет приобретали врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность в учреждениях здравоохранения, в больницах всех наименований.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный трудовой стаж истицы К.Г.М. период ее работы в должности врача-педиатра ГБУЗ Республики Мордовия «Краснослободская ЦРБ» с 09.08.2012 по 13.08.2012, приведя в решении обоснование принятому решению.

Данный вывод суда соответствует нормам материального права и обстоятельствам дела.

Решение суда в данной части является правильным и сторонами по делу не оспаривается.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования истицы К.Г.М. о включении в специальный трудовой стаж периодов прохождения истицей интернатуры по педиатрии в Комсомольской ЦРБ с 02.08.1982 по 07.10.1982, с 13.10.1982 по 30.10.1982, и в Краснослободской ЦРБ с 01.11.1982 по 22.07.1983, суд первой инстанции руководствовался Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников учебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44.

Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и конкретных обстоятельствах дела.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей статистов).

Включая истице К.Г.М. в специальный медицинский стаж периоды прохождения интернатуры в Комсомольской центральной районной больнице с 02 августа 1982 г. по 07 октября 1982 г., с 13 октября 1982 г. по 30 октября 1982 г., в Краснослободской центральной районной больнице с 01 ноября 1982 г. по 22 июля 1983 г., суд не учел, что врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку период прохождения интернатуры — это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Специальность по определенному разделу медицины врач-интерн получает только после окончания интернатуры, и лишь после этого он может относиться к врачам-специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ.

Данные требования предусмотрены вышеуказанным Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников учебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов.

Доказательств доводам истицы о том, что она в период прохождения интернатуры осуществляла лечебную деятельность самостоятельно, не представлено.

В материалах дела отсутствует приказ о назначении истицы в данный период на штатную должность врача-педиатра.

Напротив, согласно приказу N 90 от 02 августа 1982 г. истица была зачислена в Комсомольскую ЦРБ именно для прохождения интернатуры.

Приказом N 88 от 01 ноября 1982 г. по Краснослободской ЦРБ истица также была зачислена для продолжения прохождения интернатуры. При этом в приказе указано, что руководство по подготовке интерна возложить на Г.

Приказом N 100 от 29 июля 1983 г. по Краснослободской ЦРБ К.Г.М. после окончания интернатуры с 23 июля 1983 г. назначена на должность врача-участкового педиатра.

Таким образом, из изложенного следует, что истица проходила интернатуру в качестве врача-интерна под контролем руководителя-специалиста.

Поэтому доводы истицы о том, что она работала самостоятельно, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Согласно материалам дела, на штатную должность врача истица была переведена лишь после окончания интернатуры. В заседании суда апелляционной инстанции истица не отрицала, что выполнение обязанностей врача-интерна в период прохождения интернатуры она осуществляла под контролем руководителя интернатуры Г.

Таким образом, оснований для включения периодов прохождения истицей интернатуры в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не имеется.

Пенсионным законодательством возможность включения в специальный стаж периода прохождения интернатуры не предусмотрена.

При таких обстоятельствах решение суда в части включения истице К.Г.М. в специальный стаж периодов прохождения интернатуры в Комсомольской центральной районной больнице с 02 августа 1982 г. по 07 октября 1982 г., с 13 октября 1982 г. по 30 октября 1982 г., в Краснослободской центральной районной больнице с 01 ноября 1982 г. по 22 июля 1983 г. подлежит отмене.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Между тем, из материалов дела следует, что на день обращения К.Г.М. в Пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии, ее специальный медицинский стаж составлял 29 лет 12 дней (29 лет 8 дней — засчитано Пенсионным органом + 4 дня — засчитано судом первой инстанции), что не достигает требуемого 30-летнего стажа, в связи с чем у истицы отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда подлежащим частично отмене, с вынесением нового решения об отказе К.Г.М. в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов прохождения интернатуры с 02.08.1982 о 07.10.1982, с 13.10.1982 по 30.10.1982, 01.11.1982 по 22.07.1983, а также назначении досрочной трудовой пенсии с 06 августа 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

Решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 01 февраля 2013 года в части удовлетворения исковых требований К.Г.М. о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов прохождения интернатуры в Комсомольской центральной больнице с 02 августа 1982 года по 07 октября 1982 года, с 13 октября 1982 года по 30 октября 1982 года; в Краснослободской центральной районной больнице с 01 ноября 1982 года по 22 июля 1983 года; назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 06 августа 2012 года — отказать.

В остальном это решение оставить без изменения.

Судья-председательствующий
И.В.АДУШКИНА

Судьи
Г.Ф.ВОЛОДИНА
Л.И.СКИПАЛЬСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *