Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца первого пункта 7 и пункта 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, утвержденного постановлением Правительства РМ от 24.04.2006 N 155.

Решение Верховного суда Республики Мордовия от 27.07.2006 N 3-20/2006

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего — судьи Верховного Суда Республики Мордовия Л.

при секретаре М.,

с участием прокурора Р.,

с участием в деле:

заявителя — С.,

заинтересованного лица — Правительства Республики Мордовия, его представителей:

Ш., юрисконсульта Министерства труда и социальной защиты населения Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность <…>, выданную Председателем Правительства Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске дело по заявлению С. о признании абзаца 1 пункта 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. N 155, в части слова «граждане» в той мере, в которой оно распространяется на инвалидов, и пункта 20 этого же Порядка в части, допускающей снятие инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в установленном порядке с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу реализации ими права на субсидию, рассчитанной из расчета 18 кв. м общей площади жилья, до реализации права на дополнительную жилую площадь, недействующими со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Мордовия,

установил:

13 июня 2006 г. С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании пункта 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. N 155, в части, допускающей снятие инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в установленном порядке с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу реализации ими права на субсидию, рассчитанной из расчета 18 кв. м общей площади жилья, до реализации права на дополнительную жилую площадь, недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Мордовия по тем основаниям, что названное положение постановления противоречит федеральному законодательству и означает односторонний отказ государства от ранее взятых на себя обязательств.

30 июня 2006 г. С. подано дополнительное заявление о признании абзаца 1 пункта 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. N 155, в части слова «граждане» в той мере, в которой оно распространяется на инвалидов, и пункта 20 этого же Порядка в части, допускающей снятие инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в установленном порядке с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу реализации ими права на субсидию, рассчитанной из расчета 18 кв. м общей площади жилья, до реализации права на дополнительную жилую площадь, недействующими со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Мордовия, ссылаясь на то, что данные нормы противоречат действующему законодательству.

11 июля 2006 г. С. поданы дополнительные письменные обоснования заявленных требований, в которых он указывает, что возложенная на инвалидов пунктом 7 указанного Порядка обязанность для рассмотрения вопроса о получении субсидии представить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия ряд документов противоречит одному специальному, двум общим и вступающему в силу позднее нормативно-правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, а именно:

абзацу 9 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;

абзацу 2 пункта 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», действующему до вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан РФ», который сохраняет аналогичное правовое регулирование в п. 1 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 10;

пункту 3 части 1 статьи 6 и пункту 2 части 2 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 14 июня 2000 г. N 25-З «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия».

Кроме того, С. указал, что согласно пункту 10 оспариваемого Порядка размер субсидии, выделяемой гражданину, имеющему право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем, определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м. При этом пунктом 20 данного Порядка установлено, что граждане, использовавшие субсидию, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исходя из того, что действие пункта 20 данного Порядка не ограничено по кругу лиц, следует считать, что оно распространяется на всех без исключения инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., между тем данное обстоятельство лишает его возможности на предоставление жилого помещения с учетом его права на дополнительную жилую площадь и в том размере, который бы ему был предоставлен в случае улучшения жилищных условий до 1 января 2005 г.

В судебном заседании С. поддержал заявления по тем же основаниям.

Представитель Правительства Республики Мордовия Ш. заявленные требования не признала и объяснила, что пункт 7 оспариваемого Порядка предусматривает перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о получении субсидии и положения данного пункта не препятствуют заявителю использовать другие механизмы по сбору и оформлению документов, необходимых для получения субсидии, кроме того, сбор таких документов Министерством может привести к затратам, финансирование которых федеральный центр не осуществляет. Пункт 20 оспариваемого порядка отвечает требованиям действующего законодательства.

Представитель Правительства Республики Мордовия З. заявленные требования также не признал.

Заслушав объяснения заявителя С. и представителей Правительства Республики Мордовия, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Республики Мордовия Р., полагавшей заявление С. оставить без удовлетворения, суд отказывает С. в признании недействующими оспариваемых им положений Постановления Правительства Республики Мордовия по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что С. является инвалидом 1 группы с детства (л.д. 3), нуждается в постоянном использовании кресла-коляски (л.д. 7), проживает в пансионате ветеранов войны и труда, своего жилья не имеет. В списке очередности на улучшение жилищных условий в администрации Пролетарского района г. Саранска С. состоит с 13 мая 1999 г. (л.д. 4).

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с. ч.ч. 1, 2, 5 ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 5 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614, форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данных норм приняты оспариваемые гражданином С. положения Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. (в дальнейшем Порядок), утвержденные постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. N 155 (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 16 мая 2006 г. N 68).

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о получении субсидии граждане (в том числе законные представители детей-инвалидов) представляют в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Мордовия следующие документы:

заявление о предоставлении субсидии;

паспорт гражданина — получателя меры социальной поддержки и паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов его семьи;

акт проверки жилищных условий, подтверждающий нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий, составленный соответствующим органом местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина;

сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии в собственности гражданина жилого помещения;

копии документов, подтверждающих принадлежность претендента на получение субсидии к категориям граждан, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, (копии документов должны быть заверены нотариально или могут заверяться Министерством при сличении их с оригиналом);

смету на строительство (при самостоятельной застройке), разрешение на строительство жилого дома, разрешение на отвод земли.

Как видно из этого перечня, в нем приведены документы, необходимые для решения вопроса о наличии у лица права на получение субсидии на момент ее предоставления. При этом оспариваемый пункт 7 Порядка имеет отношение не только к инвалидам, но и еще к 8 категориям граждан, указанным в пункте 4 Порядка. Данная норма не содержит требований о предоставлении указанных документов в полном объеме непосредственно самим заявителем.

По объяснениям представителя Правительства Республики Мордовия Ш., в пункте 7 Порядка перечислены документы, которые предоставляет гражданин при решении вопроса о непосредственном выделении субсидии на строительство или приобретение жилья. При этом в каждом случае подлежит представлению определенный перечень документов в зависимости от цели, на которую такая субсидия получена, от того, сколько времени прошло со времени постановки этого гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования.

Довод заявителя С. о том, что абзац 1 пункт 7 Порядка в части слова «граждане» в той мере, в которой оно распространяется на инвалидов, противоречит положениям абзаца 9 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», необоснован.

Согласно указанной норме Указа Президента РФ сбор, оформление и предоставление документов и материалов, необходимых для реализации инвалидами прав и льгот, установленных законодательством, возлагается на органы государственного управления, местную администрацию, предприятия, организации и учреждения. Оспариваемый же пункт 7 Порядка не содержит положений, запрещающих или ограничивающих право инвалидов воспользоваться указанной привилегией по сбору, оформлению и предоставлению документов на практике.

По своему содержанию оспариваемая норма пункта 7 Порядка согласуется с положениями абзаца 2 пункта 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и пункта 3 части 1 статьи 6, пункта 2 части 2 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 14 июня 2000 г. N 25-З «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия».

Так, согласно абзацу 2 пункта 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 и пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 14 июня 2000 г. N 25-З «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия» граждане при рассмотрении их обращений имеют право по своему усмотрению сами представлять дополнительные документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращения, или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим обращение, а органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны в случае необходимости истребовать документы от соответствующих органов и должностных лиц, принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопросов.

Приведенные положения не позволяют прийти к выводу о том, что оспариваемая норма пункта 7 Порядка сама по себе противоречит им и лишает граждан прав, закрепленных в названных нормативных актах.

Ссылка заявителя на то, что при обращении за получением субсидии Министерство труда социальной защиты населения Республики Мордовия может отказать в сборе документов (о чем, по мнению заявителя, свидетельствуют письменные возражения Правительства Республики Мордовия), не может служить основанием для признания незаконным оспоренного положения нормативного акта, поскольку пункт 7 Порядка в оспоренной части не обязывает инвалидов при обращении в Министерство предъявлять не предусмотренные законом для такого предъявления документы и не запрещает им ходатайствовать об истребовании этих документов самим Министерством, администрацией муниципального образования.

Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что граждане, использовавшие субсидию, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По своему содержанию указанная норма имеет отсылочный характер, указывая на то, что граждане, использовавшие субсидию, подлежат снятию с учета в установленном порядке. Такой порядок регламентируется, прежде всего, нормами Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, действующих на территории Республики Мордовия, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий тоже в строго определенных случаях:

а) получения жилого помещения по договору социального найма либо приобретения в собственность жилого помещения с помощью мер содействия, предусмотренных законодательством.

б) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;

в) выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование;

г) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

д) подачи ими по месту нахождения на учете заявления о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, установленный порядок предполагает, что снятие с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, возможно по решению администрации муниципального образования и только по тем основаниям, которые установлены законом.

Поэтому содержащееся в пункте 20 Порядка общее положение о том, что граждане, использовавшие субсидию, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не противоречит федеральному законодательству, поскольку, указав, что данное решение принимается в установленном порядке, данная норма возлагает на государственные органы и администрации муниципальных образований обязанность соблюсти соответствующие процедуры при принятии подобного решения, при этом в силу закона наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, должно быть обязательным.

Представитель Правительства Республики Мордовия Ш. пояснила, что по смыслу пункта 20 Порядка снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий заключается в исключении гражданина из регистра лиц, имеющих права на получение субсидии, который ведется в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Мордовия. Это не означает, что после получения субсидии гражданин должен быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, который ведется в администрациях муниципальных образований, если для этого отсутствуют законные основания.

При таких обстоятельствах пункт 20 Порядка нельзя рассматривать как исключающий право граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на получение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь или в том размере, который был бы им предоставлен при условии реализации права на жилое помещение до 1 января 2005 г.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции органа государственной власти и сами по себе не нарушают прав С. и других граждан на предоставление мер социальной поддержки, заявление С. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

С. в признании недействующими абзаца 1 пункта 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 г. N 155, в части слова «граждане» в той мере, в которой оно распространяется на инвалидов, и пункта 20 этого же Порядка в части, допускающей снятие инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в установленном порядке с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу реализации ими права на субсидию, рассчитанной из расчета 18 кв. м общей площади жилья, до реализации права на дополнительную жилую площадь, отказать.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *