В удовлетворении иска о признании права на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг и возмещении убытков отказано, поскольку мера социальной поддержки педагогических работников как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08.07.2014 по делу N 1149

Судья Гайнутдинова А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Советского района Республики Марий Эл на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2014 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Республики Марий Эл в интересах Д. к ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о признании права на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг и возмещении убытков.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Д. с иском о признании права на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг и возмещении убытков. В обоснование исковых требований указано, что Д. является вышедшим на пенсию педагогическим работником, имеющим стаж работы в общеобразовательном учреждении более 10 лет, работала в Государственном учреждении Республики Марий Эл «Советская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в должности учителя с 00.00.00 по 00.00.00, зарегистрирована и проживает в…. Прокурор полагал, что истец имеет право на возмещение расходов по оплате за коммунальные услуги — за водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, сбор и вывоз мусора, однако данную меру социальной поддержки она не получает. Прокурор просил взыскать убытки за период с 00.00.00 по 00.00.00 в сумме <…> рублей <…> копейки.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Советского района Республики Марий Эл просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель ответчика ГБОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания на рассмотрение дела не явился, об уважительных причинах неявки и отложении судебного заседания не заявлял, в связи с этим судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора Назарова А.А., поддержавшего апелляционное представление, Д., полагавшей решение суда не законным и подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционном представлении, обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 47).

Ранее действовавшей статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» N 3266-1 от 10 июля 1992 года также закреплялось право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. В абзаце 3 пункте 5 указанной статьи было закреплено право субъекта Российской Федерации устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках

Во исполнение требований перечисленных федеральных законов принят Закон Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 48-3 «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», в котором указаны также работники образовательной системы (пункт 1 статьи 2 Закона).

Социальная поддержка специалистам государственной и муниципальной системы образования оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах: 100 процентов платы за наем жилого помещения; 100 процентов оплаты электрической энергии, используемой в жилом помещении; 100 процентов оплаты тепловой энергии, используемой для отопления жилого помещения; 100 процентов оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилого помещения; 100 процентов оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемого для отопления жилого помещения; 100 процентов платы за содержание и ремонт жилого помещения (статья 2 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 2 данного Закона социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг сохраняется за всеми гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вышедшими на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в учреждениях в соответствующей отрасли не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности.

Указанной норме соответствует и принятое Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года N 282 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», определяющего, что средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, необходимые для компенсации указанных расходов, передаются в муниципальные образования в виде субвенций бюджетам муниципальных образований.

Проанализировав представленные доказательства и приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно указал, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена.

Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной представления не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Советского района Республики Марий Эл — без удовлетворения.

Председательствующий
А.Е.СОСНИН

Судьи
О.В.ЮРОВА
О.В.КЛЮКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *