В удовлетворении иска о признании незаконным отказа во включении в список участников подпрограммы федеральной целевой программы Жилище на 2011 — 2015 годы отказано, так как нахождение лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении обязательно для участия в подпрограмме, а в данном случае установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08.07.2014 по делу N 33-1205/2014

Судья Смирнов С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н. на решение

Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 апреля 2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Н. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл о признании незаконным отказа во включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включения в список участников указанной выше подпрограммы отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее — УФСИН России по Республике Марий Эл), уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа по включению его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 — 2015 годы; признании за ним права на получение жилищного сертификата и возложении на ответчика обязанности включить его в список участников указанной подпрограммы. В обоснование требований указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен по достижении предельного возраста, имеет право на обеспечение жильем. Однако УФСИН России по Республике Марий Эл отказало ему во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» по причине того, что он в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. В то же время Н. полагает, что он, как обеспеченный жилой площадью менее учетной нормы на человека (<…> кв. м), по настоящее время является нуждающимся в жилых помещениях. Стаж непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении составляет 7 лет 10 месяцев, общая продолжительность службы в календарном исчислении 24 года 01 месяц 22 дня. Полагает, что он соответствует требованиям, указанным в подпункте «а» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, имеет право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Н. выражает несогласие с решением суда, указывая, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 — 2015 года», возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл обязанность включить Н. в список участников подпрограммы. Полагает, что доводы ответчика о невозможности возложения на органы уголовно-исполнительной системы обязанности по постановке на учет после 01 марта 2005 года граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с осуществлением указанных функций органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, является орган исполнительной власти, где происходит соответствующая служба сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Представители ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по Республике Марий Эл, администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной коллегии не явились, об уважительных причинах неявки и отложении судебного заседания не заявляли, в связи с этим судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения Н., поддержавшего доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда, представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Ш. о законности и обоснованности решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Н., проходил службу в Федеральном казенном учреждении «СИЗО-1» УФСИН России по Республике Марий Эл (далее — ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по Республике Марий Эл) с 00.00.00 до 00.00.00. Согласно выписке из приказа ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по Республике Марий Эл от 00.00.00 N <…> Н. 00.00.00 уволен из органов уголовно-исполнительной системы по статье 58 пункту «б» (<…>) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 05. Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на день увольнения составила 28 лет 00 месяцев 03 дня, в том числе в календарном исчислении 24 года 01 месяц 22 дня. Стаж непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении 11 лет 08 месяцев 25 дней. С 00.00.00 Н. зарегистрирован и постоянно проживает в квартире по адресу:… жилая площадь <…> кв.м. Указанная квартира предоставлена истцу на основании ордера от 00.00.00 на состав семьи из трех человек. В данной квартире по настоящее время зарегистрированы его бывшая супруга <…>., дочь <…> <…> года рождения.

Письмами УФСИН России по Республике Марий Эл от 00.00.00 N <…> от 00.00.00 N <…>

Н. отказано в удовлетворении заявлений о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» по причине, того, что он в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.

Как верно указано судом, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы.

Согласно статье 35 указанного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» признана утратившей силу, также определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

На основании подпункта «а» пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагаются документы, в том числе: выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, с учетом положений пунктов 19, 24 Правил нахождение лица на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении обязательно для участия в подпрограмме.

Вместе с тем, судом на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что в жилищно-бытовую комиссию ФКУ «СИЗО -1» УФСИН России по Республике Марий Эл от Н. заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не поступало. Согласно данным отдела учета и распределения жилой площади администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00 Н. на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства также не состоит.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. При этом суд исходил из того, что правовое положение Н. не соответствует требованиям, установленным в приведенных нормативных актах, для признания за ним права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и получение государственного жилищного сертификата, поскольку он не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указание в жалобе на несогласие с доводами ответчика об отсутствии возможности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях после 1 марта 2005 года в органе уголовной исполнительной системы, является несостоятельным, противоречит нормам действующего законодательства. Также не основан на нормах действующего законодательства довод истца о том, что надлежащим органом, в который должен обратиться гражданин с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, является орган исполнительной власти, где проходит служба, в том числе служба сотрудника уголовно-исполнительной системы.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. — без удовлетворения.

Председательствующий
А.Е.СОСНИН

Судьи
О.В.ЮРОВА
О.В.КЛЮКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *