Иск в части возложения обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворен, поскольку истица, не имеющая жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не получавшая субсидий на эти цели, имеет право состоять в соответствующей очереди.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 14.07.2014 по делу N 33-2975/2014г.

Судья: Колосова Н.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:

председательствующего Семенчиной Л.В.,

судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,

при секретаре З.,

рассмотрела в судебном заседании 14 июля 2014 года дело по апелляционному представлению прокурора города Сыктывкара и по апелляционной жалобе третьего лица Я.А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2014 года, которым исковые требования прокурора г. Сыктывкара в защиту прав и законных интересов Я.Л. к администрации МОГО «Сыктывкар» о возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, а также исковые требования Я.Л. о возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет <Дата обезличена> оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части отказа в иске прокурора г. Сыктывкара, представителя ответчика администрации МОГО «Сыктывкар» К., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Я.Л. к администрации МОГО «Сыктывкар» об обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки <Дата обезличена>.

Истица Я.Л. также обратилась с иском, в котором просила восстановить ее в льготной очереди по категории семьи с детьми — …, имеющими право на переселение из районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет <Дата обезличена>

Определением суда третьими лицами по делу привлечены Агентство Республики Коми по социальному развитию, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, а также члены семьи истицы: Я.А.А. и Я.А.В.

Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением норм материального права, просит прокурор г. Сыктывкара и третье лицо Я.А.В.

Истица, третьи лица в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа истице в восстановлении в списках граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки <Дата обезличена>.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации МОГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> истица включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, как лицо, имеющее стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также как лицо, не имеющее других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи… человека, включая ее, Я.Ю. и Я.А.А.

<Дата обезличена> истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в льготную очередь как гражданина, имеющего на иждивении ребенка … (Я.А.А.).

На основании данного заявления Я.Л. была поставлена на учет на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «…, а также…, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей» с датой постановки на учет <Дата обезличена>.

Агентством Республики Коми по социальному развитию в <Дата обезличена> дочери истицы — Я.А.А. предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилья в размере… рублей, с помощью которой она <Дата обезличена> приобрела жилое помещение. За Я.А.А. зарегистрировано право собственности на комнату площадью … кв. м по адресу: <Адрес обезличен>

Постановлением администрации МОГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> истица снята с указанного учета граждан по основанию, что не представила документов, подтверждающих прибытие в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до <Дата обезличена>, а также в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

В письме администрации МОГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> о снятии Я.Л. с учета указано, что согласно записям трудовой книжки Я.Л. до <Дата обезличена> она работала в …, которому статус местности, приравненной к району Крайнего Севера, присвоен лишь с <Дата обезличена>.

Разрешая настоящий спор, суд установил, что на <Дата обезличена> истица проживала в районе Крайнего Севера (…), однако, суд пришел к выводу, что истица не имеет право состоять в списках граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку ее дочерью Я.А.А. получена социальная выплата на приобретение жилого помещения.

С такими выводами судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, истица приобрела право на получение жилищных субсидий в силу наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и состояла по месту жительства на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.

Применяя данную норму, суд пришел к обоснованности действий ответчика по снятию истицы с очереди на получение социальной выплаты.

Однако, судебная коллегия находит, что суд не учел, что основанием принятия ответчиком оспариваемого решения было указано о непроживании истицы на <Дата обезличена> в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме того, проверяя по существу право истицы состоять в указанной очереди, суд ошибочно применил к указанным правоотношениям нормы пункта 21 вышеуказанного «Положения …» от 10 декабря 2002 года N 879, не учитывая, что социальную выплату сама истица не получала, а получила ее дочь, как инвалид с детства, без учета членов семьи.

Таким образом, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, что право истицы на получение социальной выплаты не было реализовано, заслуживают внимания.

Истица прибыла в районы Крайнего Севера (…) в <Дата обезличена> и до <Дата обезличена> работала в этих районах, с <Дата обезличена> — в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Стаж работы истицы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет … года … месяц … дней, включая стаж работы в районах Крайнего Севера — … лет … месяцев … дней.

Таким образом, условия для получения социальной выплаты по Федеральному закону от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» соблюдены.

Учитывая, что дочь истицы получила социальную выплату по категории граждан, признанных инвалидами, то истица не имеет право состоять на учете по данному основанию и подлежит восстановлению в очереди пенсионеров для получения жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет <Дата обезличена>

В исковых требованиях Я.Л. о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, судом отказано правомерно, так как доказательств, подтверждающих право истицы на восстановлении в очереди с данной даты, суду представлено не было.

Доводы ответчика, указанные в возражениях, о том, что в <Дата обезличена> и <Дата обезличена> году на имя истицы приобретались жилые помещения в…, которые до <Дата обезличена> года были проданы, не имеют правового значения и не влекут снятия истицы с очереди для получения социальной выплаты по Федеральному закону от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, поскольку право на получение жилищных субсидий принадлежит гражданам, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, истица, не имеющая жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и не получавшая субсидий на эти цели, имеет право состоять в соответствующей очереди, с датой постановки на учет <Дата обезличена>.

На основании изложенного, апелляционное представление прокурора г. Сыктывкара подлежит удовлетворению, а решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора г. Сыктывкара о восстановлении Я.Л. в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки <Дата обезличена>

В остальной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2014 года отменить в части отказа в иске прокурора г. Сыктывкара, поданного в интересах Я.Л., к администрации МОГО «Сыктывкар» о восстановлении Я.Л. в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет <Дата обезличена>.

Вынести в этой части новое решение.

Восстановить Я.Л. в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет <Дата обезличена>.

В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2014 года оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *