О признании недействительными некоторых положений Закона Республики Коми от 13 октября 1994 г. О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти.

Решение Верховного суда Республики Коми от 05.09.1997 N 3-3-1997

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Аграновича М.Г.,

народных заседателей Клюшева В.А. и Новоселова С.В.,

с участием прокурора Ивановой Е.А.,

при секретаре Козловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании недействительными ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти»,

установил:

Статьями 13 и 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти», принятого Верховным Советом Республики Коми 13 октября 1994 года (в редакции Законов Республики Коми от 2 февраля 1996 г. N 6-РЗ и от 29 октября 1996 г. N 30-РЗ), установлены неприкосновенность депутатов Государственного Совета Республики Коми и депутатов местных представительных органов власти в сфере уголовного, уголовно — процессуального, административного и административно — процессуального права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, а также другие исключения из общих правил уголовного, уголовно — процессуального, административного и административно — процессуального законодательства, в том числе касающиеся порядка задержания, ареста, обыска, личного досмотра и допроса; все такого рода меры не могут быть применены без согласия Государственного Совета Республики Коми или соответствующего Совета на территории республики, а вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению прокурора Республики Коми или соответствующего районного прокурора.

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением, в котором просит признать вышеуказанные положения ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти» недействительными, как противоречащие Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель Государственного Совета Республики Коми требования признал частично.

Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 71 п. «о» Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно — исполнительное законодательство, амнистии и помилование находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются законы федерального уровня, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По смыслу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Поскольку по указанным предметам ведения субъекты Российской Федерации не могут принимать собственные законодательные акты, то Государственный Совет Республики Коми не имел право самостоятельно урегулировать уголовно — правовые аспекты своих депутатов местных представительных органов власти о их неприкосновенности.

Таким образом, ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти» в той части, в которой они вторгаются в исключительную компетенцию Российской Федерации по вопросам, обозначенным в п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации, не могут быть признаны соответствующими Конституции Российской Федерации.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно — процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). К совместному ведению относится также и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), в том числе и те принципы, которые относятся к статусу, правам и обязанностям депутата законодательного органа Российской Федерации и депутата местного представительного органа власти.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует Государственному Совету Республики Коми принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (ч. 2), 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.

Однако по предметам совместного ведения тот или иной вопрос должен быть решен в соответствии с Главой 1 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основы конституционного строя, другими положениями Конституции Российской Федерации и базирующейся на них системой федеральных правовых актов, в которых эти положения воспроизводятся и конкретизируются.

Вопрос о неприкосновенности депутатов в сфере административной ответственности и иных административных мер в том виде, как он решен в ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти», затрагивает не только организацию системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, но и принципы, основные положения и институты административного права и административной ответственности, то есть, по сути дела, относится к основам административного права, установленным действующим федеральным законодательством.

Изъятия из него по такому кругу вопросов не могут выведены законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 76 (ч.ч. 2 и 5) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить.

Таким образом, положения обжалуемого Закона Республики Коми о депутатской неприкосновенности в сфере административных правоотношений являются неконституционными и подлежат признанию их недействительными.

В связи с лишением депутатов неприкосновенности ст. 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти» устанавливает такие особые полномочия и порядок деятельности органов прокуратуры республики.

Законодательный орган Республики Коми не вправе регулировать деятельность прокуратуры, т.к. ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации право регулирования деятельности прокуратуры возлагает только на федеральные законы.

Заинтересованная сторона полагает, поскольку до настоящего времени Федеральным Собранием Российской Федерации не урегулирован вопрос о статусе депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, то на основании ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1993 г. N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» действуют нормы Закона Союза ССР от 21.12.89 г. N 965-1 «О статусе народных депутатов в СССР», определяющие принцип неприкосновенности депутатов и порядок получения согласия Совета на привлечение депутата к ответственности.

Однако законодательные нормы бывшего Союза ССР принимаются на территории Российской Федерации только тогда, когда регулируемые ими правоотношения не урегулированы законодательными актами Российской Федерации и не противоречат основам и принципам действующего законодательства Российской Федерации.

Поскольку установленная в ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти» неприкосновенность депутатов в области уголовного, уголовно — процессуального, административного и административно — процессуального права не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, как отмечено выше, то и нормы Закона Союза ССР о депутатской неприкосновенности являются неконституционными и не подлежат применению.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать положения ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми от 13 октября 1994 г. (в редакции Законов Республики Коми от 2 февраля 1996 г. N 6-РЗ и от 29 октября 1996 г. N 30-РЗ) «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти» о неприкосновенности депутатов в сфере уголовного, уголовно — процессуального, административного, административно — процессуального права и особого порядка привлечения их к уголовной и административной ответственности недействительными и неподлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Государственный Совет Республики Коми привести положения ст. ст. 13, 14 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми и депутата местного представительного органа власти» в соответствие с настоящим решением.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Председательствующий
М.Г.АГРАНОВИЧ

Народные заседатели:
В.А.КЛЮШЕВ
С.В.НОВОСЕЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *