Заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации удовлетворено правомерно, поскольку умысла на предоставление ложных сведений у заявителя не имелось, так как вся информация об иностранном гражданине, в том числе данные о привлечении его к административной ответственности, имеется в базе данных.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 29.07.2014 по делу N 33-517/2014

Судья Кензеев Б.Э.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Панасенко Г.В. и Сангаджиева А.В.,

при секретаре Ц.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. об оспаривании решения Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, по апелляционной жалобе представителя Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия К. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 мая 2014 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия К., поддержавшего доводы жалобы, возражения Д. и ее представителя М. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия (далее — ОФМС России по Республике Калмыкия) от 6 мая 2014 г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований указала, что основанием для отказа послужило то, что она при подаче заявления на выдачу разрешения умышленно скрыла факт привлечения в 2009 г. к административной ответственности по статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем данный отказ является незаконным, поскольку она в 2010 г. получала разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации на три года, в течение которых не имела замечаний по поводу пребывания. При подаче заявления она забыла, что была ранее привлечена к административной ответственности. Более того, в настоящее время она считается не привлеченной к административной ответственности. Просила признать решение ОФМС России по Республике Калмыкия от 6 мая 2014 г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации незаконным, обязать ОФМС России по Республике Калмыкия выдать указанное разрешение.

В судебном заседании Д. и ее представитель М. поддержали заявленные требования.

Представитель ОФМС России по Республике Калмыкия К. просил отказать в удовлетворении заявления.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 мая 2014 г. заявление Д. удовлетворено. Признано незаконным решение ОФМС России по Республике Калмыкия от 6 мая 2014 г. об отказе Д. в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. На ОФМС России по Республике Калмыкия возложена обязанность выдать Д. разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации с сыном <…>, родившимся <…>г.

В апелляционной жалобе представитель ОФМС России по Республике Калмыкия К. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом указывает, что при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание Д. указала, что к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан не привлекалась. Подлинность представленных документов и сведений Д. подтвердила своей подписью в указанном заявлении. Также она была предупреждена о том, что в выдаче разрешения ей может быть отказано в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Между тем при проверке представленных ею сведений было установлено, что постановлением начальника ТП ОФМС России по Республике Калмыкия от 3 марта 2009 г. Д. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ. Таким образом, Д. в заявлении сообщила недостоверные сведения, и решением ОФМС России по Республике Калмыкия в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации отказано на законных основаниях. Выводы суда о том, что ОФМС не приняты во внимание наличие у Д. работы, приобретение жилого дома, обучение сына в школе, необоснованны, так как Д. и ее сын не являются гражданами России, не имеют близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, в связи с чем решение миграционной службы не нарушает их права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы, либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

По смыслу указанной нормы, обязательным признаком при установлении юридического факта представления ложных сведений является наличие намеренного искажения иностранным гражданином данных о себе. Для уточнения характеристики ложных сведений необходимо установить, что сообщающий эти сведения иностранный гражданин осведомлен об их ложности. Поэтому в каждом случае выявления расхождений между сообщенными иностранным гражданином сведениями и действительными обстоятельствами (фактами) сотрудники территориального органа Федеральной миграционной службы должны установить, имело ли место сознательное искажение или утаивание иностранным гражданином истинной информации или несоответствие данных объясняется допущенной иностранным гражданином ошибкой, неверным пониманием им содержания вопроса и т.д.

Правильность сообщенных иностранным гражданином сведений проверяется по регистрам банка данных миграционного учета, ведущегося по правилам, определенным в Положении о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186.

Факты привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за соответствующие виды административных правонарушений должны указываться в заявлении, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы получает указанную информацию исходя из сделанных запросов о проверке оснований для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, а также по учетам Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров органов внутренних дел субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Д. имеет гражданство Республики Узбекистан. С 2010 г. по настоящее время проживает на территории Российской Федерации в с. Малые Дербеты Малодербетовского района Республики Калмыкия с несовершеннолетним сыном <…>.

19 марта 2014 г. Д. подала заявление в ОФМС России по Республике Калмыкия о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. При этом в анкете в графе о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания на территории Российской Федерации дала отрицательный ответ.

Согласно данным ОФМС России по Республике Калмыкия 3 марта 2009 г. Д. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере <…> руб. Штраф Д. оплачен.

Заключением ОФМС России по Республике Калмыкия от 6 мая 2014 г. Д. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с сообщением о себе заведомо ложных сведений.

Между тем решение ОФМС России по Республике Калмыкия от 6 мая 2014 г. принято формально, законным его признать нельзя в силу следующих оснований.

В силу статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и не оспаривается ОФМС России по Республике Калмыкия, Д. с 15 июня 2009 г. осуществляла трудовую деятельность по разрешению на работу, выданному ОФМС. 11 ноября 2010 г. Д. обратилась в ОФМС с заявлением о выдаче ей разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, в графе 18 которого указала, что к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации не привлекалась. Однако при проверке указанных в заявлении сведений миграционной службой установлен факт привлечения Д. к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ. По данному факту Д. пояснила, что забыла указать про административное правонарушение.

Заключением ОФМС России по Республике Калмыкия от 25 декабря 2010 г. принято решение о выдаче Д. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах действия Д., не указавшей в 2014 г. сведения о привлечении к административной ответственности в 2009 г., не могут быть отнесены в смысле подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям иностранного гражданина по представлению поддельных или подложных документов либо сообщению о себе заведомо ложных сведений, поскольку сведения о предыдущем обращении заявителя и принятое по нему решение находились в базе данных, откуда не удалялись, доказывания обратного и сбора дополнительной информации от государственного органа не требовали.

При этом умысла на предоставление ложных сведений у Д. не имелось, поскольку вся информация об иностранном гражданине, в том числе данные о привлечении его к административной ответственности, имеются в базе ОФМС России по Республике Калмыкия.

Таким образом, суд правомерно признал оспариваемое заключение необоснованным и незаконным.

При рассмотрении данного дела ОФМС России по Республике Калмыкия доказательств законности принятого решения об отказе Д. в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не представлено.

При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 мая 2014 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя ОФМС по Республике Калмыкия К. — без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьями 329 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
Г.В.ПАНАСЕНКО
А.В.САНГАДЖИЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *