В удовлетворении исковых требований об обязании включить в выслугу лет для назначения пенсии стаж работы отказано, так как ответчик является ненадлежащим, истцом не заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 24.06.2014 по делу N 33-2128/2014г

Судья: Махатилова П.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Алиевой Э.З.,

судей Османова Т.С. и Абдуллаева М.К.,

при секретаре А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Б. адвоката Касимовой А.И. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 21 февраля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., объяснения представителя Б. адвоката Касимовой А.И., просившей отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя УФСКН РФ по РД С., полагавшей решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с иском к УФСКН РФ по РД об обязании включить в выслугу лет для назначения пенсии стаж работы в должности <.> Хасавюртовского Горторгобъединения с <дата> по <дата>, указывая, что с <дата> по <дата> включительно он проходил службу в органах Федеральной службы налоговой полиции России (далее — ФСНП). В соответствии с приказом УФСНП РФ по РД от <дата> N 173-лс в связи с упразднением ФСНП РФ он был уволен и исключен из списков личного состава сотрудников Федеральных органов налоговой полиции.

При увольнении со службы ему была определена выслуга лет на <дата> 14 лет 07 месяцев 07 дней. В данную выслугу лет включены календарный период службы в органах налоговой полиции в исчислении: календарная 08 лет 01 месяцев 28 дней, льготная — 04 года 00 месяцев 11 дней, учеба 02 года 04 месяца 28 дней, а всего 14 лет 07 месяцев 07 дней.

Период его работы в должности <.> Хасавюртовского Горторгобъединения с <дата> по <дата>, который включат себя работу бухгалтера, в выслугу лет не включен.

Согласно п. 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказа Министерства финансов РФ от 20 марта 1992 года N 10, ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Согласно п. 24 Положения главному бухгалтеру предприятия, учреждения запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.

О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю предприятия, учреждения. При получении от руководителя предприятия, учреждения письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия, учреждения.

Пунктом 4 статьи 6 Закона «О государственном предприятии (объединении) от 30 июня 1987 года N 7284 предусмотрено, что единоначалие в системе самоуправления на предприятии осуществляется руководителем предприятия, руководителями структурных единиц объединения и подразделений. Руководитель предприятия (генеральный директор, директор, начальник, управляющий) руководит всей деятельностью и организует работу предприятия. Он несет ответственность за результаты работы предприятия перед государством и трудовым коллективом.

Не включение в выслугу лет стажа работы на должности в качестве руководителя Б. посчитал неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» N 5238 от 24 июня 1993 года и последующих изменений выслуга лет по-прежнему месту работы работников государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитываются в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.

В силу требований ст. 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 4991-1 от 20 мая 1993 года (с изменениями от 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) период службы в налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы, а также время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях, из расчета два месяца за один месяц службы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 1996 года N 718 «Вопросы государственной налоговой службы российской Федерации» и Инструкцией о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским специальностям.

Распространение на сотрудников органов налоговой полиции, порядка исчисления выслуги лет, установленного для сотрудников налоговых органов, законодателем произведено в целях привлечения в органы налоговой полиции квалифицированных кадров, имеющим опыт работы по определенным специальностям.

Таким образом, законодателем установлен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии для сотрудников органов налоговой полиции отличающийся от порядка установленного постановлением Совета министров Правительства РФ от 02 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 21 февраля 2014 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Б. ФИО10, отказать».

Не согласившись с решением суда, представитель Б. по доверенности адвокат Касимова А.И. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебное решение отменить.

В обоснование доводов автор жалобы указывает, что исковые требования Б. были основаны на следующем: с <дата> по <дата>, включительно, Б., проходил службу в органах Федеральной службы налоговой полиции России (далее — ФСНП). В соответствии с приказом УФСНП РФ по РД от <дата> N 173-лс в связи с упразднением ФСНП РФ он уволен и исключен из списков личного состава сотрудников Федеральных органов налоговой полиции.

При увольнении со службы ему была определена выслуга лет на <дата> 14 лет 07 месяцев 07 дней. В данную выслугу лет был включен календарный период службы в органах налоговой полиции: календарная 08 лет 01 месяцев 28 дней, льготная — 04 года 00 месяцев 11 дней, учеба 02 года 04 месяца 28 дней, всего 14 лет 07 месяцев 07 дней.

Период его работы на должности <.> Хасавюртовского Горторгобъединения с <дата> по <дата>, который включал себя работу <.>, в выслугу лет ему включен не был.

Согласно п. 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 20 марта 1992 года N 10, ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, учреждения, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Согласно п. 24 Положения главному бухгалтеру предприятия, учреждения запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.

О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю предприятия, учреждения. При получении от руководителя предприятия, учреждения письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия, учреждения.

Пунктом 4 статьи 6 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года было предусмотрено, что единоначалие в системе самоуправления на предприятии осуществляется руководителем предприятия, руководителями структурных единиц объединения и подразделений. Руководитель предприятия (генеральный директор, директор, начальник, управляющий) руководит всей деятельностью и организует работу предприятия. Он несет ответственность за результаты работы предприятия перед государством и трудовым коллективом.

Статья 22 указанного закона указывала, что для активного воздействия на всю хозяйственную деятельность, анализа путей, форм и методов развития производства и в целях обеспечения эффективного управления, предупреждения возможностей возникновения отдельных диспропорций в выполнении плановых заданий предприятие осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом производства, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет.

Предприятие должно: использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники; составлять отчетность и представлять ее соответствующим органам в установленные сроки, обеспечивать достоверность отчетов и балансов; осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, вести решительную борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, принимать меры к предупреждению таких явлений, сообщать о хищениях и грубых нарушениях законодательства в органы прокуратуры или внутренних дел; повышать роль и ответственность юридической, бухгалтерской и других функциональных служб за соблюдение законности, договорной, финансовой дисциплины и качества продукции.

Руководители предприятий, структурных единиц, подразделений и другие виновные лица несут персональную ответственность за факты приписок, очковтирательства и иные искажения государственной отчетности и привлекаются к дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности. Все случаи приписок и очковтирательства обсуждаются в трудовом коллективе.

В связи с чем не включение в выслугу лет стажа работы на должности в качестве руководителя было не промерным.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» N 5238 от 24 июня 1993 года в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря N 2288 и последующих изменений выслуга лет по-прежнему месту работы работников государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитываются в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.

В силу требований ст. 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции РФ», утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 4991-1 от 20 мая 1993 года (с изменениями от 27.12.2000 г., 30.12.2001 г.) период службы в налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы, а также время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях, из расчета два месяца за один месяц службы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 1996 года N 718 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» и Инструкцией о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам Государственной налоговой службы Российской Федерации учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским специальностям.

Распространение на сотрудников органов налоговой полиции, порядка исчисления выслуги лет, установленного для сотрудников налоговых органов, законодателем произведено в целях привлечения в органы налоговой полиции квалифицированных кадров, имеющим опыт работы по определенным специальностям.

Таким образом, законодателем установлен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии для сотрудников органов налоговой полиции отличающийся от порядка установленного постановлением Правительства РФ от 02 сентября 1993 года N 941.

С учетом приведенных выше обстоятельств дела, период работы на должности <.> Хасавюртовского Гортогобъединения с <дата> по <дата>, который включал в себя работу <.>, должен быть учтен при установлении пенсии Б.

Судом первой инстанции вынесено решение без учета данных требований закона.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал лишь одно основание, что УФСКН РФ по РД не является надлежащим ответчиком.

По мнению апеллянта, в ст. 150 ГПК РФ предусмотрено совершение конкретных процессуальных действий судьей, направленных на реализацию задач, указанных в ст. 148 ГПК РФ. Пунктом 4 части 1 данной статьи предусмотрена замена ненадлежащего ответчика судьей в стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Таким образом, само по себе то обстоятельство, что требование предъявлено не к тому ответчика не могло являться основанием для отказа в иске.

В своем возражении представитель УФСКН РФ по РД С. считает решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения и просит в удовлетворении апелляционной жалобы представителя Б. адвоката Касимовой А.И. отказать.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу представителя Б. адвоката Касимовой А.И. в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражении представителя УФСКН РФ по РД С. относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» органы налоговой полиции упразднены 01 июля 2003 года. Распоряжением Правительства РФ от 06 февраля 2004 года N 145-р «О завершении работы ликвидационной комиссии ФСНП России» ликвидационная комиссия ФСНП прекратила свою деятельность 30 июня 2004 года.

Кроме того, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ органы наркоконтроля не обозначены правопреемниками органов налоговой полиции.

Согласно подпункту «в» п. 1 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям, утвержденные Постановлением Правительства от 28 мая 2004 года N 254, лицам, проходившим службу в органах наркоконтроля включается время службы, включенное в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам ФСНП, исчисленную в указанных органах на момент их увольнения.

Из материалов гражданского дела следует, что согласно приказа N от <дата> Управления Федеральной налоговой полиции РФ по РД Б. <.> налоговой полиции, ОУ по ОВД Хасавюртовского МРО исключен из списков личного состава сотрудников федеральных органов налоговой полиции с <дата>.

Согласно приказа N л/с от <дата> МВД по РД <.> полиции Б., находящийся в распоряжении МВД по РД, <.> межрайонного отдела экономической безопасности УЭБ и ПК МВД по РД уволен из ОВД по ст. 82 ч. 1 п. 2 Федерального закона N с <дата>.

Таким образом, истец Б. в органах УФСКН РФ по РД не работал и его требование к УФСКН РФ по РД об определении выслуги лет является неправомерным, УФСКН РФ по РД не правомочна вносить изменения в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную органами налоговой полиции, что верно указано судом первой инстанции.

В связи с вышеизложенным, УФСКН РФ по РД не является надлежащим ответчиком по иску, истцом не заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим МВД по РД, на что обращено внимание суда в решении, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Довод жалобы на нарушение судом требований статей 150 и 148 Гражданского процессуального кодекса РФ также нельзя признать состоятельным.

Вопрос о замене ответчика УФСКН РФ по РД на МВД по РД ставился председательствующим по делу в суде первой инстанции, но представитель Б. адвокат Касимова А.И. настаивала, что надлежащим ответчиком по делу является УФСКН РФ по РД (л.д. 34).

Довод жалобы заявителя о том, что судом сначала принято решение об удовлетворении исковых требований истца, а потом, спустя время, принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, не состоятельны и опровергаются материалами дела.

Определением Советского районного суда г. Махачкалы от 18 ноября 2013 года исковое заявление Б. к УФСКН РФ по РД оставлено без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Определением Советского районного суда г. Махачкалы от 31 января 2014 года определение Советского районного суда г. Махачкалы от 18 ноября 2013 года отменено, производство по делу возобновлено, рассмотрение дела назначено на 21 февраля 2014 года.

Как усматривается из протокола судебного заседания, в судебном заседании принимала участие представитель Б. адвокат Касимова А.И., которая давала пояснения по делу, а также участвовала в судебных прениях, в которых просила удовлетворить заявленные Б. (л.д. 35).

Замечаний на протокол судебного заседания представитель истца адвокат Касимова А.И. не подавала.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 21 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Б. адвоката Касимовой А.И. — без удовлетворения.

Председательствующий
Э.З.АЛИЕВА

Судьи
Т.С.ОСМАНОВ
М.К.АБДУЛЛАЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *