Иск о признании незаконным решения органа ПФ РФ об отказе в назначении трудовой пенсии на основании тарификационных списков и справки о заработной плате, обязании осуществить перерасчет пенсии удовлетворен правомерно, так как у истицы отсутствует возможность получения справки о среднемесячной зарплате по месту работы в связи с пожаром и уничтожением документов, представленная ею справка подтверждает индивидуальный характер заработка и является достаточным

Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 13.09.2012

Судья Магомедалиев А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего — Гаджиева Б.Г.,

судей — Гебековой Л.А. и Биремовой А.А.

при секретаре — К.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2012 года в г. Махачкале апелляционную жалобу начальника УОПФР по РД в Левашинском районе А.М. на решение Левашинского районного суда от 14 июня 2012 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Р.З. к Управлению ОПФ РФ по РД в Левашинском районе — удовлетворить.

Признать решение Управления ОПФР по РД в Левашинском районе от 20.12.2012 года об отказе в назначении (перерасчете) трудовой пенсии Р.З. на основании тарификационных списков и справки о заработной плате (справки архивного фонда Министерства образования и науки РД от 10.02.2012 года N 1513-04, справки Левашинского района МРУО) — незаконным.

Обязать ГУ-Управление ОПФР по РД в Левашинском районе осуществить перерасчет и назначить Р.З. трудовую пенсию по старости на основании тарификационных списков и справки о заработной плате, с 01 марта 2012 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., судебная коллегия

установила:

Р.З. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения ГУ-ОПФ РФ по РД в Левашинском районе от 20.02.2012 года об отказе в перерасчете размера пенсии на основании представленных документов о заработной плате, указывая на то, что с 12 ноября 2010 года

Решением Управления ГУ-ОПФ по РД в Левашинском районе ей назначена досрочная пенсия по старости ранее достижения возраста как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.

Федеральный закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает пенсионеру право выбора (60 месяцев подряд) заработной платы, наиболее выгодного для расчета размера пенсии, в связи с чем, в феврале 2012 года она обратилась в Управление — ГУ ОПФ по РД в Левашинском районе с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с ее заработной платой за 1994-1999 годы, представив справку о среднемесячной заработной плате за 1994-1999 годы, выданной муниципальным управлением образования администрации Левашинского района РД исходя из архивной справки по тарификационным спискам, заверенной Министерством образования и науки РД от 10.02.2012 года за N. Данные документы для назначения пенсии, согласно перечню, установленному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N ПА от 27.02.2002 года, она представила взамен расчетно-платежных ведомостей, которые не смогла представить в связи с уничтожением бухгалтерских документов в результате пожара в здании централизованной бухгалтерии МР «Левашинский район». Данные документы ее не приняли и отказали решением от 20.02.2012 года в назначении пенсии на основании справки о среднемесячной заработной плате за 1994-1999 годы, выданной муниципальным управлением образования администрации Левашинского района РД исходя из архивной справки по тарификационным спискам.

Просит признать решение ГУ-ОПФ РФ по РД в Левашинском районе об отказе в назначении пенсии незаконным и обязать назначить (пересчитать) трудовую пенсию на основании архивной справки Министерства образования и науки РД по тарификационным спискам и справки о среднемесячной заработной плате за 1994-1999 годы, со 01 марта 2012 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник ГУ-ОПФ РФ по РД в Левашинском районе А.М. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. постановленное без учета установленных обстоятельств по делу. Тарификационных списки не являются первичными бухгалтерскими документами, справка о зарплате, составленная на основании тарификационных списков не берется в расчет, так как не является основанием для перерасчета пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ)

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень | документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Судом установлено, что 12 ноября 2010 года Р.З. ГУ-ОПФ РФ по РД в Левашинском районе назначена трудовая пенсия по старости пожизненно на общих основаниях без дополнительных условий в размере 4408 рублей 23 коп., без учета данных о размере зарплаты, рассчитанной на основании архивных сведений по тарификационным спискам Министерства образования и науки РД.

Из решения об отказе в установлении пенсии от 10.02.2012 года, усматривается, что территориальным органом Пенсионного фонда в Левашинском районе Р.З. отказано в назначении пенсии, мотивируя тем, что тарификационные списки для расчета пенсии по зарплате не учитываются.

Согласно представленным документам и справке архивного фонда Министерства образования и науки РД от 10 февраля 2012 года N 15/13-04 в тарификационном списке учителей и других работников Мекегинской СШ с 1994 по 1999 учебные годы значится А.А. (Р.З.) — учительница русского языка и литературы, где ее заработная плата в месяц:

— с сентября 1994 года по август 1995 года составляла 532 692 руб.;

— с сентября 1995 года по август 1996 года составляла 1011 943 руб..;

— с сентября 1996 года по август 1997 года составляла 1 165 968 руб.;

— с сентября 1997 года по август 1998 года составляла 1 156 874 руб.;

— с сентября 1998 года по август 1999 года составляла 1 024 80 коп.;

Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле» предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно справке начальника Отделения ГПН по обслуживанию Левашинского района А.И. от 23.01.2006 года N ОГПН-26 в здании Управления образования, где была расположена централизованная бухгалтерия Левашинского района, 10.01.2006 года произошел пожар, в результате которого сгорело здание РУО вместе с имуществом централизованной бухгалтерии.

Из справки от 16.04.2012, выданной муниципальным управлением образования при администрации МР «Левашинский район» РД, следует, что расчетно-платежные ведомости и другие документы по заработной плате учителей района сгорели во время пожара 10 января 2006 года, произошедшего в здании, где располагалась Централизованная бухгалтерия, и не сохранились, в том числе, документы по заработной плате учительницы Мекегинской СШ Р.З. (А.А.).

Таким образом, судом установлено, что имеет место фактическая утрата первичных документов о заработке истца, при этом виновник пожара, то есть причинитель вреда не установлен.

Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19 утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. Согласно пункту 26, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета; в том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов; в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями, соответствует вышеуказанным положениям законов.

При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704.

Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно указал на то, что такого рода документом, подтверждающим фактический заработок Р.З.., из которого можно сделать вывод о ее индивидуальном характере, являются исследованные в суде данные по тарификационным спискам — справки, исходящие из тарификационных списков учителей и других работников Мекегинской СШ за 1994 — 1999 учебные годы (справка по данным архивного фонда Министерства образования и науки РД от 10.02.2012 года N 15/13-04, справка Левашинского МРУО).

Вывод суда о том, что с учетом невозможности получения Р.З. справки о среднемесячной заработной плате по месту своей работы в связи с пожаром не по ее вине в учреждении органа местного самоуправления, предполагается, что справка о среднемесячной заработной плате на основании тарификационных списков подтверждает индивидуальный характер заработка и является достаточным основанием для перерасчета пенсии по старости, является обоснованным.

Доводы Представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по РД в Левашинском районе А.А. о том, что территориальное подразделение ПФ РФ по РД мотивированно отказало в перерасчете пенсии истице в связи с тем, что не предусмотрено назначение и перерасчет пенсии на основании сведений о заработной плате из тарификационных списков, суд обоснованно не принял во внимание, указав на то, что законодательными и нормативно-правовыми актами не определен Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Оценив исследованные в суде доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Р.З.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Левашинского районного суда от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *