Исковые требования о признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки удовлетворены правомерно, так как спорный участок отнесен законом к муниципальной собственности, предоставлен ответчиком в аренду с превышением его полномочий и без ведома муниципального образования.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.09.2012 N 33-2236-12

Судья Хункеров М.А.

Суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,

при секретаре А.Э.,

рассмотрел 12 сентября 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам руководителя ТУ Росимущества в Республике Дагестан А.М. и К. на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 07 июня 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Договор аренды N 20 от 20 января 2009 г. земельного участка площадью 99 485 кв. м из земель категории особо охраняемых территорий, расположенного по адресу:, с кадастровым номером 05:09:000045:233, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан и гражданином К. признать недействительным в силу его ничтожности.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязать К. возвратить земельный участок площадью 99 485 кв. м из земель категории особо охраняемых территорий, расположенный по адресу:, с кадастровым номером 05:09:000045:233 в ведение МО «Карабудахкентский район» по акту приема-передачи с администрацией с последним».

Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., объяснения представителя ТУ Росимущества Х., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя МО «Карабудахкентский район» Г., просившего решение суда оставить без изменения, мнение представителя Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, а также прокуратуры РД М., полагавшего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции Верховного суда РД,

установил:

Прокурор Махачкалинской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ТУ Росимущества в РД) и гражданину К. о признании недействительным заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан и К. договора аренды от 20.01.2009 N 20 земельного участка площадью 99 485 кв. м из земель категории особо охраняемых территорий, расположенного по адресу:, с кадастровым номером 05:09:000045:233, в силу ничтожности и применении последствия недействительности ничтожной сделки путем возложения обязанности на К. возвратить земельный участок площадью 99 485 кв. м из земель категории особо охраняемых территорий, расположенный по адресу:, с кадастровым номером 05:09:000045:233 в ведение МО «Карабудахкентский район» по акту приема-передачи с администрацией МО «Карабудахкентский район».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе руководителя ТУ Росимущества в Республике Дагестан А.М. ставится вопрос об отмене решения суда

В обоснование жалобы указывается на то, что суд не учел, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР отнесено к курортам республиканского (РСФСР) значения.

Согласно п. 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в курортах республиканского значения не означает придание курорту статуса «федеральный».

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона 23.02.1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ.

В настоящее время отсутствуют нормативные акты о наделении статусом курорта федерального значения побережья Каспийского моря. В связи с чем, указанный земельный участок в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 является исключительной собственностью РФ как объект, находящийся в границах курорта общереспубликанского значения.

Ранее все земельные участки в границах курортов федерального значения находились исключительно в федеральной собственности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, могут быть переданы в региональную или муниципальную собственность.

В этой связи к передаче в региональную или муниципальную собственность отнесены следующие земельные участки:

— занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в региональной (муниципальной) собственности;

— предоставленные региональным или местным органам власти, казенным и унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами.

Названные земельные участки, право федеральной собственности, на которые уже зарегистрировано, передаются из федеральной собственности в региональную (муниципальную) собственность по взаимной договоренности и в комиссионном порядке.

В этой связи заявитель не представил документов подтверждающих, что на земельном участке, имеются здания, строения, сооружения либо он предоставлен местными органами власти, казенным и унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами.

Так же вышеназванным Законом установлено (п. 12 ст. 1), что не подлежат передаче участки, расположенные одновременно в границах курортов федерального значения и в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Кроме того, спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне побережья Каспийского моря и входит в границы округов санитарной охраны, установленные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498.

Согласно ст. 94 ЗК РФ земли рекреационного значения являются объектами общенационального достояния и относятся к категории земель особо охраняемых территорий, для которых установлен особый правовой режим.

Ст. 27 ЗК РФ предусматривает ограничение оборотоспособности земельных участков в пределах особо охраняемых территорий, находящиеся в государственной собственности.

В соответствии со ст. 66 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, признаны особо охраняемыми водными объектами.

Также в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.04.1993 г. N 4730-1 земли особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов входят в состав приграничной территории РФ.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов РФ в соответствии со ст. 16 ФЗ от 01.04.1993 г. N 4730-1.

Согласно Приказа ФСБ РФ от 2 марта 2006 г. N 82 «О пределах пограничной зоны на территории Республики Дагестан» пограничную зону на территории Республики Дагестан, прилегающей к государственной границе Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия, морскому побережью Российской Федерации, установить в пределах полосы местности до рубежа, проходящего: в муниципальном образовании «Карабудахкентский район».

Так же в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 марта 2003 г. N 61 «Об установлении пограничной зоны и утверждении правил пограничного режима в пределах Республики Дагестан» приложение N 1 входящими в пограничную зону считаются земли вдоль побережья Каспийского моря: Магарамкентский, Дербентский, Каякентский, Карабудахкентский районы в полосе местности на удалении 500 метров от линии уреза воды, исключая территории населенных пунктов, санаториев, пансионатов и домов отдыха.

Порядок передачи в муниципальную собственность указанных территорий нормами Закона N 244-ФЗ не регламентирован.

Так как пограничная зона является особо охраняемой территорией федерального значения и совпадает с границами земельных участков расположенных на побережье Каспийского моря на территории Карабудахкентского района с кадастровым номером 05:09:000045:233 как часть земельного участка 05:09:000045:191, который в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 отнесен к курортам республиканского (РСФСР) значения (в настоящее время за указанными землями закреплен статус земель рекреационного назначения) не подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную или региональную собственность.

Так же постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по Делу N А15-1992/2005 от 2 августа 2006 г. определено, что побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкала до границ с Азербайджаном является федеральной собственностью.

Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности отнесен к функциям ТУ Росимущества в РД согласно положения о Территориальном Управлении Росимущества в РД, утвержденного приказом ФАУГИ от 29.09.2009 г. N 278.

Следовательно, договор аренды от 20.01.2009 г. N 20 земельного участка площадью 99485,0 кв. м, расположенного по адресу:, с кадастровым номером 05:09:000045:233, заключенный между ТУ Росимущества в РД и К. является законным.

В апелляционной жалобе К. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска Прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В обоснование жалобы указывается на то, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Так суд не учел, что в соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» Побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкала до границы с Азербайджанской ССР отнесено к курортам республиканского (РСФСР) значения.

До установления Правительством Российской Федерации иных границ округов санитарной охраны курорта эти границы определяются на основании постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498.

В соответствии с п. 2 раздела 1 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» курорты, имеющие республиканское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Следовательно, в соответствии с указанными нормативными актами Побережье Каспийского моря в установленных границах относится к федеральной собственности.

Судами установлено, что спорный земельный участок расположен в зоне побережья Каспийского моря.

Таким образом, спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поскольку признан таковым при разграничении государственной собственности на землю.

Кроме того, тот факт, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, установлен вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Республики Дагестана по делу N А15-612/2010 от 18.08.2010 года.

Указание суда на то, что данное решение не имеет преюдициального значения, поскольку в данном случае при рассмотрении спора участвуют иные лица, противоречит процессуальным нормам и фактическим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В данном случае иск заявлен Прокурором Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры. Прокуратура РФ в соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законов.

Следовательно, в рассматриваемом деле Прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, предъявляя иск, действовал в интересах Российской Федерации.

В арбитражном деле N А15-612/2010 от имени Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ выступало Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан.

Поскольку в арбитражном деле N А15-612/2010 Российская Федерация являлась стороной спора в лице Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан, то при рассмотрении заявленного Прокурором в интересах Российской Федерации иска, обстоятельства, установленные Решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-612/2010, не должны доказываться вновь.

В связи с этим полагают, что материалами дела и вышеуказанными нормами материального права подтверждается, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, в связи с чем ТУ Росимущество в Республике Дагестан правомерно заключило оспариваемый договор аренды.

Несостоятельны ссылки суда на Федеральный закон N 244-ФЗ в обоснование вывода о принадлежности спорного земельного участка к муниципальной собственности, в связи со следующим.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» к собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Истцом не представлено доказательств, что спорный земельный участок отвечает какому-либо вышеперечисленному условию, в том числе, что каким-либо федеральным законом предусмотрено отнесение спорного земельного участка к муниципальной собственности.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Однако истцом не представлено доказательств того, что спорный участок был передан в собственность муниципального образования «Карабудахкентский район» с соблюдением установленного порядка, и что на указанный участок зарегистрировано право муниципальной собственности.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок относится к территории, которой присвоен статус курорта федерального значения, и что, соответственно, в данном случае могут быть применены положения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение указанной нормы истцом не представлено надлежащих доказательств принадлежности спорного земельного участка к собственности муниципального образования «Карабудахкентский район».

Следовательно, вывод суда о том, что спорный земельный участок является муниципальной собственностью, не основан на нормах материального права и не подтвержден доказательствами.

Ответчик К., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика К. и его представителя.

В возражениях прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы — без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Договором аренды N 20 от 20 января 2012 г. ТУ Росимущества в РД (арендодатель) предоставляет гражданину К. (арендатор) земельный участок, площадью 99485 кв. м из земель особо охраняемых территорий, находящийся в федеральной собственности, под кадастровым номером 05:09:000045:233, как часть общего земельного участка, ранее поставленного на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 05:09:000045:0191, сроком на 49 лет. В этот же день земельный участок передан арендатору по передаточному акту. Договор зарегистрирован в ЕГРП 16 марта 2009 г.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, а также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.

Согласно пункту 10 статьи 3 указанного Федерального закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если названным Законом или другим федеральным законом не установлено иное.

Статьей 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Вместе с тем государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода данного права, возникших после введения в действие Закона ограничений (обременений) права или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, предоставленный в аренду К., на дату заключения договора аренды не была произведена.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.

Согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование и право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной и муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие указанного Кодекса, сохраняется.

Пунктом 4 указанной статьи Кодекса установлено, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Указанный договор не соответствует требованиям статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 9, 20, 29, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статей 6, 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

ТУ Росимущества в РД, передавая земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:233 в аренду К. ссылается на то, что он является частью общего земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:0191, на которую в ЕГРП зарегистрировано его право собственности (реестровый номер 05-05-11/001/2008-621), о чем ему 29.05.2008 г. выдано свидетельство о регистрации 05-АА 134242.

Между тем, в суде установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:233, предоставленный в аренду К. не входит в состав земель с кадастровым номером 05:09:000045:0191, на который зарегистрировано право собственности ТУ Росимущества в РД.

Согласно сведениям о частях земельного участка 05:09:000045:0191 и обременениях, в него входит 13 обособленных участков за номерами от 05:09:000045:0178 до 05:09:000045:0190.

Из ответа директора ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД N 04-2077 от 25.10.10 г. и приложенных к ему документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:233, предоставленный К. является частью земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:196, общей площадью 196411,82 кв. м и образован в результате раздела участка под кадастровым номером 05:09:000045:230, который также является частью участка N 05:09:000045:196. Кадастровый план и схематические разъяснения приобщены к материалам дела.

Из ответа Управления Федеральной службы регистрации и картографии по РД N 01/017/2012-905 от 06.04.2012 г. на запрос природоохранного прокурора, видно, что земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:196, общей площадью 196411,82 кв. м в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничении (обременений) отсутствуют.

Согласно ответу ТУ Росимущества в РД N 03-845/08 от 03.04.2012 г. (ответчика) на запрос природоохранного прокурора (истца), распоряжений на формирование и передачу земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:196, площадью 196411,82 кв. м не принималось. Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано, что также не оспаривалось в суде и представителем ТУ Росимущества в РД.

Эти обстоятельства позволили суду прийти к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:196 не зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, а земельный участок, с кадастровым номером 05:09:000045-233, предоставленный в аренду К. не является частью участка с кадастровым номером 05:09:000045:0191.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В силу ч. 3 этой же статьи указанного Закона, к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» побережье Каспийского моря от пос. Сулак г. Махачкалы до границы с Азербайджанской Республики отнесено к курортной зоне федерального значения и спорный земельный участок находится в пределах границ округа санитарной охраны данной курортной зоны, установленных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан», следовательно, в пределах особо охраняемой природной территории федерального значения.

До проведения торгов (19 января 2009 г.) и заключения ТУ Росимущества в РД договора аренды спорного земельного участка с К. (20.01.2009 г.), вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности» и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 — 11 настоящей статьи.

К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;

2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

4) предусматриваются федеральными законами (ч. 8).

К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 10).

Согласно ч. 11 ст. 1 указанного Закона к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 — 10 настоящей статьи

Согласно ответу Управления Росреестра по РД N 01/025/2012-525 от 05.03.2012 г. записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:233 в ЕГРП отсутствует, что свидетельствует о том, что право собственности на спорный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) до проведения торгов и заключения договора аренды с К. не было зарегистрировано.

Из акта обследования земельного участка от 07.03.2012 г. и приложенных к нему фотоснимков следует, что на нем нет каких-либо зданий, строений, сооружений.

Следовательно, к указанному моменту, как правильно указано в решении суда, отсутствовали основания, перечисленные в ч. 8 ст. 1 указанного выше Федерального закона, для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, а в силу ч. 11 ст. 1 этого же Федерального закона с момента его введения в действие (18.12.2008 г.), он признается находящимся в муниципальной собственности муниципального района по месту расположения. Таким образом, ТУ Росимущества в РД не вправе было распоряжаться земельным участком, закрепленным за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из письменных обращений главы МО «Карабудахкентский район» ТУ Росимуществом и его территориальным управлениям, приобщенных к делу, следует, что муниципальное образование выразило желание принять в свою собственности земельные участки, расположенные в пределах вышеуказанной курортной зоны на административной территории муниципального образования, в связи с чем спорный участок с 18.12.2008 г. (со дня вступления Закона N 244-ФЗ) по мнению суда, относится к собственности МО «Карабудахкентский район».

Согласно п. 2 ст. 215 и п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, в связи с чем указанный договор аренды земельного участка является ничтожной сделкой.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 N 498 установлены границы и режим округов санитарной охраны курортной местности на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.

Это свидетельствует о том, спорный земельный участок расположен на побережье Каспийского моря на административной территории Карабудахкентского в пределах земель особо охраняемой территории — границ курортной местности федерального значения.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий отнесены земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

В составе земель особо охраняемых территорий выделяются самостоятельные виды таких территорий, к которым, в частности, относятся особо охраняемые природные территории (подпункт 1 пункта 2 статьи 94) и земли рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94). Каждый из названных видов особо охраняемых территорий имеет свой собственный правовой режим, а также порядок использования и охраны.

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством РФ.

Как следует из ст. 96 ЗК РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Упомянутое означает, что побережье Каспийского моря является особо охраняемой природной территорией федерального значения.

В силу требований ст. ст. 94, 95 и 98 ЗК РФ земли рекреационного назначения не относятся к землям особо охраняемых природных территорий, а относятся к землям особо охраняемых территорий.

В части доводов ответчика: об отсутствии нормативных актов о наделении статусом курорта федерального значения побережья Каспийского моря; о том, что в настоящее время за указанными землями закреплен статус земель рекреационного назначения; о том, что пограничная зона является особо охраняемой природной территорией федерального значения, то они также не состоятельны.

Статья 42 ЗК РФ налагает на землепользователей обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, санитарных и иных норм и правил.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

На основании пунктов 1, 11 и 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зоны рекреационного назначения. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Постановлением Правительства РД от 22.01.2010 N 14 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования» определены общие требования к рекреационным зонам: в состав рекреационных зон могут включаться территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (п. 2.4.1);

Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования, на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты); На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. На особо охраняемых природных территориях рекреационных зон любая деятельность осуществляется согласно статусу территории и режимам особой охраны в соответствии с требованиями раздела «Особо охраняемые природные территории» настоящих нормативов. (п. 2.4.2).

Довод ответчика, что «спорный участок расположен в рекреационной зоне побережья Каспийского моря и входит в границы округов санитарной охраны, установленные Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 напротив подтверждает тот факт, что данный земельный участок находится в пределах курортной местности (в границах округа его санитарной охраны) — особо охраняемой природной территории.

Довод ТУ Росимущества по РД, что указанный земельный участок находится в пограничной зоне, в силу чего относится к землям безопасности и, соответственно, к федеральной собственности, распоряжение которой относится к компетенции Росимущества, не может быть признан обоснованным в силу следующих обстоятельств.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения);

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В ст. 8 Земельного кодекса РФ закреплено, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.

Как следует из сведений государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта земельного участка) и документов о государственной регистрации прав арендатора на недвижимое имущество и сделок с ним, спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий, а не к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Решения Правительства РФ о переводе земель из одной категории в другую не имеется.

Согласно ст. 87 ЗК РФ землями промышленности и иного специального назначения, в т.ч. обороны, безопасности, признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов обороны и безопасности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Положениями ст. 85 Земельного кодекса РФ определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам специального назначения, военных объектов и т.д.

Статья 25 Земельного кодекса РФ содержит общее правило, в соответствии с которым права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 268 Гражданского кодекса РФ и ст. ст. 20 и 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Поскольку ответчиками не представлены суду доказательства, свидетельствующие об отнесении земельного участка к землям обороны и безопасности и к федеральной собственности в соответствии с указанными выше требованиями закона, то доводы об этом не могут быть признаны состоятельными.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. (ст. 152 п. 2 ГПК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Из этого следует, что пограничная зона может быть установлена на землях, в том числе, и категории населенных пунктов, которыми в соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

При этом пограничная зона может быть установлена на всех территориальных зонах земель населенного пункта, предусмотренных ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ (жилых, общественно-деловых, производственных, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационных, сельскохозяйственного использования и т.д.).

На основании ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Земельного кодекса РФ и ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Приказом ФСБ РФ от 02.03.2006 N 82 «О пределах пограничной зоны на территории Республики Дагестан» на территории Республики Дагестан установлена пограничная зона с включением в нее отдельных населенных пунктов, в том числе и на территории Карабудахкентского района вдоль побережья Каспийского моря (населенный пункт Ачису).

Как следует из исследованных в судебном заседании свидетельств о государственной регистрации права (05-АА N 244801 от 21.10.2009, 05-АА N 244802 от 21.10.2009) и кадастровых паспортов земельных участков (N 0009/201/09-2766 от 01.10.2009 и N 0009/201/09-2768 от 01.10.2009), в муниципальной собственности муниципального образования «поселок Ачису» Карабудахкентского района в данном населенном пункте находятся земельные участки категории земель населенных пунктов, соответственно, за кадастровыми номерами: 05:09:000034:1506 общей площадью 140104,29 кв. м и 05:09:000034:1507 общей площадью 98799,36 кв. м.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 18.02.2010 за кадастровым номером 05:09:000016:290 и свидетельства о государственной регистрации права 05-АА N 346958 от 09.02.2011 следует, что в муниципальной собственности МО «село Зеленоморск» Карабудахкентского района в пределах пограничной зоны находится земельный участок категории земель населенных пунктов общей площадью 15700 кв. м.

В этой связи, как обоснованно указано в решении суда, в пограничной зоне могут находится и находятся земельные участки, принадлежащие, в том числе, на праве собственности муниципальным образованиям, на которых распространяется ее режим.

Нахождение земельного участка в пограничной зоне не является основанием для его отнесения к землям обороны и безопасности, соответственно, и к федеральной собственности.

Неосновательна и ссылка ответчика на решение арбитражного суда, поскольку по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ и позиции, выработанной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.

Решение арбитражного суда, на которое ссылается ответчик, касается спора между иными лицами, предметом спора является иной земельный участок, основания также иные.

Кроме того, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:233 не входит в часть земель с кадастровым номером 05:09:000045:0191, на которые зарегистрировано право ТУ Росимущества в РД, а право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:09:000045:196, в который входит спорный земельный участок, переданный в аренду К. не зарегистрирован за ТУ Росимущества в РД, и она заключена между ТУ Росимущества в РД и гражданином К., а не ИП К. На наличие свидетельства о регистрации последнего в качестве ИП не указано и в решении Арбитражного суда, на которое ссылается ответчик.

Земельный участок, отнесенный законом к муниципальной собственности, в аренду предоставлен ТУ Росимущества в РД с превышением своих полномочий и без ведома МО «Карабудахкентский район», в силу чего заключенный договор аренды является недействительной (ничтожной) сделкой. Поскольку при рассмотрении дела недобросовестность арендатора К. не установлена, суд верно посчитал, что права МО «Карабудахкентский район» могут быть защищены путем признания заключенной сделки недействительной в силу ничтожности и истребования земельного участка из незаконного владения арендатора. Правила двусторонней реституции здесь не могут быть применены.

Земельный участок не может быть возвращен в ведение ТУ Росимущества в РД, поскольку он не является ни собственником земельного участка, ни уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками муниципальной собственности органом.

Таким образом, вывод суда о том, что спорный земельный участок обременен особым режимом использования и, несмотря на отсутствие в ЕГРП записи о праве муниципальной собственности на данный земельный участок, названное право у муниципального образования следует считать возникшим со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 03.12.2008 N 244-ФЗ, то есть с 20 декабря 2008 г., является правильным.

В силу требований пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» только в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право на недвижимое имущество.

С учетом приведенных обстоятельств и положений материального закона суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, влекущих отмену или изменение решения суда, поскольку опровергаются доказательствами имеющимися в материалах дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом по делу вынесено законное и обоснованное решение. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 07 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя Территориального управления по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан А.М. и К. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *