Дело по иску о восстановлении на работе направлено на новое рассмотрение, так как при разрешении спора не были исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Кассационное определение Верховного суда Республики Дагестан от 29.04.2011 по делу N 33-1092/2011г

Судья: Гаджиев Д.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего — Мамаева И.М.,

судей — Биремовой А.А., Устаевой Н.Х.,

при секретаре — А.А.Х.,

с участием прокурора — Джаруллаева А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министра труда и социального развития Республики Дагестан Э. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2011 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Восстановить в должности начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с 12 января 2011 г. Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с 12.01.2011 г. по 14.03.2011 г. Решение в части восстановления на работе привести в исполнение немедленно».

Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., объяснения представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан М. и Д. (доверенность N 20-11/2155 от 14.04.2011 года), просивших решение суда отменить, заключение прокурора Джаруллаева А.Д., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

А.А.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о восстановлении на работе в должности начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приказом от 12 января 2011 года N 20-03 он уволен с занимаемой должности на основании пункта 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство труда и социального развития РД заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства, получении Г. субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере 810 тыс.рублей. Увольнение считает незаконным. В приказе об увольнении вся ответственность за неправомерную выдачу свидетельства о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья Г. возложена на него, хотя он как руководитель территориального органа Министерства труда и социального развития РД никакого участия в принятии решения о выдаче указанного свидетельства не принимал, в его компетенцию это не входит. В приказе не указано, какой пункт статьи Федерального закона «О ветеранах» и постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года N 348 он нарушил. Предусмотренные законом меры социальной поддержки указанной категории граждан, входящие в функции УСЗН в МО «Табасаранский район», осуществлялись им без нарушений. В Министерство труда и социального развития РД он никакого списка не представлял. В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года N 348, Администрация МО «Табасаранский район» письмом от 14.07.2010 года N 257 представила в Министерство труда и социального развития РД список и учетные дела ветеранов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в Администрации МО «Табасаранский район» после 1 марта 2005 года, под которым стоит и его подпись, подтверждающая, что указанные лица, в том числе и Г. — инвалид, участник боевых действий, состоят на учете в УСЗН в МО «Табасаранский район» и пользуются мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством. Список, представленный Администрацией МО «Табасаранский район», является лишь описью лиц, чьи учетные дела представляются в Министерство труда и социального развития РД на рассмотрение. Ни Администрация МО «Табасаранский район», ни он никакого искажения действительности не допустили. В его должностные обязанности, как начальника УСЗН в МО «Табасаранский район», вопросы принятия на учет и подготовки документов для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также принятия по ним каких-либо решений не входят, связи с чем грубое нарушение должностных обязанностей по этим вопросам не может иметь место. Поскольку он уволен без законного основания и на этой почве у него обострилась ишемическая болезнь сердца, он находится на стационарном лечении, ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере 450 000 рублей. В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска в части возмещения морального вреда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министр труда и социального развития Республики Дагестан Э. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе А.А.И. в удовлетворении иска, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов включает, в том числе, и получение жилых помещений. Постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 г. N 348 «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» предусматриваются условия обеспечения жильем указанных категорий граждан, в частности, постановка на учет (без ограничения каким-либо сроком) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны; постановка на учет до 1 января 2005 года инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Приказом Министерства труда и социального развития РД от 13 февраля 2008 года N 12-01 «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года N 348» управлениям социальной защиты населения поручено обеспечивать представление администрациями муниципальных образований в Министерство уточненных списков (включающих только предусмотренные постановлением категории граждан) нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с указанием реквизитов и учетных дел, оформленных в установленном порядке. Кроме того, постановлением коллегии Министерства труда и социального развития РД от 29 января 2010 г. N 01 «О состоянии работы по обеспечению улучшения жилищных условий участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» с учетом Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и в целях своевременного принятия решения о выделении ветеранам ВОВ безвозмездной субсидии на приобретение жилья начальникам управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях в целях исключения представления в Министерство недоукомплектованных учетных дел ветеранов поручено проводить работу по проверке учетных дел, представление сведений по численности ветеранов ВОВ, принятых на учет после 1 марта 2005 года. Одновременно начальники управлений социальной защиты населения предупреждены о персональной ответственности за представление в Министерство неукомплектованных в установленном порядке учетных дел. Названные приказ и постановление являются действующими, требования о признании их противоречащими законодательству истец не предъявлял. А.А.И. допущены нарушения федерального и республиканского законодательства. Будучи начальником УСЗН в МО «Табасаранский район» А.А.И. не должен был допустить представление в Министерство труда и социального развития РД учетного дела Г. и включения его в список, поскольку в список могли быть включены только инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Впоследующем, за подписью А.А.И. в Министерство труда и социального развития РД представлена ведомость на выдачу свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья участникам и вдовам участников Великой Отечественной войны, принятых на учет на улучшение жилищных условий в Администрации Табасаранского района после 1 марта 2005 года, куда также был включен Г.. Также А.А.И. Г. выдано свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья. Необоснованность включения Г. в списки на получение жилья была выявлена в ходе дополнительной проверки представленных истцом документов. Суд неправомерно указал, что ответчиком пропущен месячный срок применения к истцу дисциплинарного взыскания. Увольнение произведено в срок и в порядке, предусмотренном ст. ст. 55-57 Закона РД «О государственной гражданской службе Республики Дагестан». После обнаружения проступка в ходе дополнительной проверки учетного дела Г. (3 декабря 2010 года) была проведена назначенная на основании приказа от 13.12.2010 года N 20-1921 служебная проверка, которая завершилась 29 декабря 2010 года установлением факта совершения А.А.И. дисциплинарного проступка и его виной.

В письменном возражении на кассационную жалобу А.А.И., считая ее необоснованной, просит отказать в ее удовлетворении, оставив решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя требования истца и признавая его увольнение незаконным, суд исходил из того, что доказательств о грубом нарушении А.А.И. своих должностных обязанностей ответчиком не представлено, в приказе об увольнении не указано, какие именно требования Федерального закона «О ветеранах» и постановления Правительства Республики Дагестан от 25.12.2007 года N 348 А.А.И. не выполнены. Суд указал, что истцом списки участников войны в Министерство труда и социального развития РД, в которых был указан и Г.- участник боевых действий, вставший на учет после 1 марта 2005 года, не представлялись. Эти списки были представлены Администрацией МО «Табасаранский район». В учетном деле Г., представленного Администрацией МО «Табасаранский район» в Министерство труда и социального развития РД, нет каких-либо документов, выданных А.А.И. с недостоверными сведениями о Г., в представленном учетном деле и в списке Г. значится как участник боевых действий, а не как участник Великой Отечественной войны.

Между тем, данные выводы суда преждевременны, не основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Из материалов дела усматривается, что А.А.И. уволен приказом Министра труда и социального развития РД от 12 января 2011 года N 20-03 по пункту 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство труда и социального развития РД заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства, получении Г. субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере 810 тыс.рублей.

Как указано в приказе об увольнении, основанием для увольнения истца послужило то, что он в нарушение Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства РД от 25 декабря 2007 года N 348 «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г. инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», в целях выплаты субсидий на приобретение жилья, зная об отсутствии оснований для этого, представил в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан список инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 марта 2005 г., с включением в него Г., являющегося участником боевых действий, вставшего на учет в целях улучшения жилищных условий после 1 марта 2005 года.

В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 13 февраля 2008 года N 12-01 «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года N 348», на который ответчик сослался в обоснование увольнения истца, управлениям (отделам) социальной защиты населения поручено обеспечивать ежегодно, до 1 февраля, представление администрациями муниципальных образований в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненных списков нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с указанием реквизитов согласно пункту 3 Порядка, и учетных дел, оформленных в установленном порядке.

Постановлением Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 29 января 2010 года N 01 начальникам управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях поручено обеспечить в кратчайшие сроки представление учетных дел ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет после 1 марта 2005 года, еженедельно представлять информацию по результатам проведенной работы по проверке учетных дел и принятых управлениями социальной защиты населения мер по обеспечению улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет после 1 марта 2005 года. Этим же постановлением постановлено предупредить начальников управлений социальной защиты населения об их персональной ответственности за представление в Министерство труда и социального развития РД неукомплектованных в установленном порядке учетных дел.

Из материалов дела усматривается, что Г., ДД.ММ.ГГГГ, не являющийся участником Великой Отечественной войны, вставший на учет для улучшения жилищных условий в 2007 году как участник боевых действий, был включен в список ветеранов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрацию МО «Табасаранский район» после 1 марта 2005 года.

Указанный список вместе с учетными делами, в том числе и учетным делом Г., был направлен в Министерство труда и социального развития РД для последующего формирования сводного списка ветеранов и участников Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья в 2010 году.

Этот список подписан также и начальником УСЗН МО «Табасаранский район» А.А.И.

С учетом изложенных обстоятельств заслуживали внимания и подлежали оценке доводы ответчика о том, что А.А.И., являясь руководителем территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, т.е. начальником Управления социальной защиты в МО «Табасаранский район», не должен был допустить представления в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан учетного дела Г. и включения его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения субсидии на приобретение жилья, в который могли быть включены только инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Приведенные доводы ответчика заслуживали внимания и при оценке обстоятельств, связанных с тем, имело ли место со стороны истца однократное грубое нарушение его должностных обязанностей.

Данное обстоятельство суду надлежало проверить с учетом положений пункта 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», в соответствии с которой служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение федерального законодательства или законодательства Республики Дагестан.

Также является преждевременным вывод суда о том, что ответчиком пропущен срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Согласно части 4 статьи 56 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее чем через один месяц со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Из материалов дела не видно и судом не выяснено, когда именно ответчику стало известно о совершении истцом проступка.

Кроме того, суд не истребовал и не проверил материалы служебной проверки, которая проводилась в отношении истца, не установил, когда было дано заключение по результатам этой проверки, не выяснил период ее проведения.

Между тем, выяснение указанных обстоятельств в силу части 4 статьи 56 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» имеет правовое значение по данному делу при исчислении сроков привлечения лица к дисциплинарной ответственности.

При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать все материалы дела, тщательно проверить доводы сторон, дать правильную оценку установленным по делу обстоятельствам, в соответствии с требованиями закона разрешить спор.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий
И.М.МАМАЕВ

Судьи
А.А.БИРЕМОВА
Н.Х.УСТАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *