Заявление об установлении административного надзора удовлетворено, поскольку в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, что имеет место в данном случае с учетом положений статьи 15 УК РФ и сведений о квалификации преступления из приговора суда, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия осужденным наказания.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.08.2014 по делу N 33-12018/2014

Справка: Бикчурина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Старичковой Е.А.

судей Голубевой И.В.

Портянова А.Г.

с участием прокурора Сафина А.Р.

при секретаре С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

заявление начальника ФКУ ИК-N… ГУФСИН России по РБ ФИО4 об установлении административного надзора в отношении А., дата года рождения, удовлетворить.

Установить в отношении А., дата года рождения, административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений:

обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с… до… часов;

запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Административный надзор в отношении А., дата года рождения, установить сроком на… лет.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет А., дата года рождения, в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия

установила:

Начальник ФКУ ИК-… ГУФСИН России по РБ ФИО4 обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении А., дата года рождения, освобождаемого дата. из мест лишения свободы по отбытию срока, указывая, что последний был осужден дата. Чекмагушевским районным судом РБ по… УК РФ к… годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Калининского районного суда адрес РБ от дата срок наказания снижен до… лишения свободы. Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания А. не является. В связи с наличием в действиях А. опасного рецидива преступления, просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора и установить ограничения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе А. просит отменить решение суда как незаконное. В обосновании жалобы указал, что решением суда нарушаются его права и свободы, поскольку суд установил длительный срок ограничений, что по сути является повторным наказанием за совершенное им преступление; он не является злостным нарушителем отбывания наказания, имеет лишь три взыскания за незначительные проступки, одно из которых было погашено, имеет два поощрения.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Согласно ч. 2 указанной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Как установлено судом, А., дата года рождения, осужден дата Чекмагушевским районным судом РБ по… УК РФ к… годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 6-7).

Приговором Чекмагушевского районного суда РБ от дата установлено, что преступление А. совершил при опасном рецидиве преступления (л.д. 6-7).

Постановлением Калининского районного суда адрес РБ от дата срок наказания А. снижен до… лишения свободы (л.д. 8).

Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания А. не является (л.д. 4).

Указанные обстоятельства нашли подтверждение в представленных доказательствах. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления А. административного надзора на срок, установленный законодательством для погашения судимости.

В соответствии с частью 2 статьи 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Принимая во внимание данные о тяжести совершенного преступления и срока погашения судимости, суд в соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установил ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с… до… часов; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или месту пребывания поднадзорного без согласия надзирающего органа; запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Статьей 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора.

Такой срок в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ (то есть имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений) устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 часть 1 статья 5).

Согласно пункту «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент привлечения А. к уголовной ответственности) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, что имеет место в данном случае с учетом положений статьи 15 УК РФ и сведений о квалификации преступления из приговора суда, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия А. наказания.

Таким образом, с учетом действующего законодательства, суд верно установил А. административный надзор сроком на… лет и административные ограничения, а его доводы жалобы о длительном сроке ограничений, не могут быть приняты судебной коллегией.

В решении суда также обоснованно указано на то, что в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что А. не является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не является основанием для изменения решения суда, поскольку в соответствии с пп. 2, 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от того, признавался ли А. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Доводы апелляционной жалобы о назначении повторного наказания за одно и то же преступление, о нарушении требований ст. 10 УК РФ, нарушении прав и свобод осужденного, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Статья 10 УК РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.

Однако, Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.

Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.

В силу п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу А. — без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.СТАРИЧКОВА

Судьи
И.В.ГОЛУБЕВА
А.Г.ПОРТЯНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *