Решение суда изменено в части возложения обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, так как отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 21.08.2014 по делу N 33-11677/14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Черчага С.В.,

судей Мугиновой Р.Х.,

Салихова Х.А.

с участием прокурора Крупновой А.И.,

при секретаре Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Черчага С.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан и апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 23 мая 2014 года,

установила:

Прокурор г. Нефтекамска РБ, действующий в интересах Ф.Л.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Н. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Нефтекамска проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что постановлением главы Администрации N… от дата Ф.Л.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещение и включена во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Однако в нарушение требований закона, ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены ее права на жилье.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, в котором просил обязать ответчика предоставить жилье по договору социального найма во внеочередном порядке, так как истица поставлена на учет в 2011 году, но в адрес, а в 2013 году она поменяв место жительства была снята с учета в адрес, и вновь поставлена в адрес, но с момента постановки на учет в декабре 2012 года и по настоящее время ей жилье так и не было предоставлено, хотя она на момент постановки на учет уже закончила школу и достигла возраста 18-лет, что является нарушением прав истицы, так как независимо от ее нахождения на гос.обеспечении и обучения в другом образовательном учреждении при достижении 18-летнего возраста ответчик обязан был предоставить жилье.

Вышеприведенным решением суда исковые требования удовлетворены.

Суд обязал Администрацию городского округа города Нефтекамска Республики Башкортостан предоставить Ф.Л.Н. (с учетом исправленной определением суда от 27 июня 2014 года описки) по договору социального найма, вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте городского округа адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы предоставления жилого площади жилого помещения.

В апелляционной жалобе Администрации ГО г. Нефтекамска Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, при неправильном применении норм материального права. Податель жалобы считает, что осуществление расходов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не является расходными обязательствами органов местного самоуправления. Кроме того, у Ф.Л.Н. право на получение жилого помещения возникает только после окончания образовательного учреждения, тогда как согласно справке образовательного учреждения период обучения Ф.Л.Н. до 30.06.2015 г.

В апелляционной жалобе третье лицо по делу Правительство Республики Башкортостан просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая на то, что с 01 января 2013 года в связи с изменениями законодательства подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Податель жалобы считает, что правовых оснований для вынесения решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имелось, поскольку на Ф.Л.Н., не реализовавшую свое право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года, распространяются положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложенной в новой редакции согласно Федеральному закону N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Крупнову А.И., посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, обсудив доводы апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Исходя из требований ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение не в полной мере соответствует указанным требованиям.

Судом установлено, что Ф.Л.Н., … года рождения после смерти своих родителей передана в приемную семью (л.д. 12).

дата Ф.Л.Н. признана лицом из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей и включена в льготный список для предоставления жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.

Постановлением администрации городского округа г. Нефтекамска N… от дата Ф.Л.Н. была признана нуждающейся в предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности Администрации городского округа г. Н. обеспечить Ф.Л.Н. жилым помещением во внеочередном порядке по договору социального найма, в черте городского округа адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы предоставления.

Судебная коллегия находит выводы суда о том, что обязанность обеспечения Ф.Л.Н. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Н., с учетом Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правильными и обоснованными, сделанными в соответствии с действующим законодательством.

Приведенные в апелляционной жалобе Администрации ГО г. Нефтекамска Республики Башкортостан обоснования несогласия с правомерностью выводов суда в этой части сводятся к повторению позиции его как ответчика по существу иска, неправильном толковании норм права.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться со следующим.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее — Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка — определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанное выше судом первой инстанции учтено не было, что повлекло за собой вынесение в указанной части незаконного судебного постановления.

Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда подлежат изменению.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия полагает возможным решение суда изменить, изложив в следующей редакции: обязать Администрацию городского округа город Нефтекамска Республики Башкортостан предоставить Ф.Л.Н. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 — 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Республики Башкортостан от 23 мая 2014 года изменить, изложив в следующей редакции:

обязать Администрацию городского округа город Нефтекамска Республики Башкортостан предоставить Ф.Л.Н. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Председательствующий
С.В.ЧЕРЧАГА

Судьи
Р.Х.МУГИНОВА
Х.А.САЛИХОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *