Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими части 2 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона РБ от 29.11.2005 N 238-з О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках.

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.07.2009 по делу N 3-31/2009

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Усмановой Р.Р.

при секретаре Ш.А.Ф.

с участием прокурора Рамазановой Л.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Уфе 28 июля 2009 года гражданское дело по заявлению Р.В.С., А.Н.А., Х.Г.С., С.Е.В., Г.З.Г., Б.Р.Р. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N 388-з /в редакции Закона РБ от 27 октября 2008 года N 35-з, от 17 декабря 2008 года N 80-з/ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках»,

установил:

Законом Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» от 29 ноября 2005 года N 388-з /в редакции Закона РБ от 27 октября 2008 года N 35-з, от 17 декабря 2008 года N 80-з/ медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Республики Башкортостан установлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 100% расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения /в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади/ в пределах социальной нормы, установленной в соответствии с законодательством и компенсация в размере 100% расходов на оплату коммунальных услуг /электроосвещение и отопление/ в пределах нормативов потребления указанных услуг, лицам, проживающим в домах, не имеющим центрального отопления, — стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива /ч. 2 ст. 2/.

Р.В.С., А.Н.А., Х.Г.С., являющиеся медицинскими работниками муниципального учреждения здравоохранения «Шаранская центральная районная больница» муниципального района Шаранский район РБ, обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N 388-з /в редакции Закона РБ от 27 октября 2008 года N 35-з, от 17 декабря 2008 года N 80-з/ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках».

С.Е.В., Г.З.Г., Б.Р.Р., являющиеся медицинскими работниками муниципального учреждения здравоохранения Кушнаренковская центральная районная больница» муниципальный район Кушнаренковский район РБ, обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N 388-з /в редакции Закона РБ от 27 октября 2008 года N 35-з, от 17 декабря 2008 года N 80-з/ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках».

Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2009 года оба гражданских дела были объединены в одно производство.

В обоснование требований заявители указали, что являются медицинскими работниками муниципального учреждения здравоохранения, находящего в сельском населенном пункте, до 1 января 2005 года пользовались льготами, предусмотренными прежней редакцией ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а именно они вместе с проживающими членами семьи, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

После вступления в силу Федерального Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, меры социальной поддержки должны устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 24 ноября 2005 года принят Закон Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселка», подписанный Президентом Республики Башкортостан 29 ноября 2005 года.

Частью 2 ст. 2 лицам, указанным в пунктах 2 — 6 части 1 статьи указанного Закона, в частности медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной в соответствии с законодательством;

2) компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (электроосвещение и отопление) в пределах нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Данные положения Закона в части указания ограничения по оплате расходов занимаемой жилой площади «…в пределах социальной нормы, установленной в соответствии с законодательством» и указания ограничения по оплате расходов на коммунальные услуги «…в пределах нормативов потребления указанных услуг» и указания ограничения в стоимости топлива «… приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению…», по мнению заявителей, противоречат федеральному законодательству, в именно, преамбуле и ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, где предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального Закона, нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия в соответствии с которыми, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявших отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Кроме того, заявителями оспаривается ч. 1 ст. 3 Закона, где указано, что меры социальной поддержки не предоставляются по месту работы по совместительству, что также противоречит преамбуле и ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

В судебном заседании представитель заявителей М.В.А. /копии доверенностей в деле/ поддержал заявления в полном объеме и указал, что Р.В.С., А.Н.А., Х.Г.С., С.Е.В., Г.З.Г., Б.Р.Р. являются медицинскими работниками муниципального учреждения здравоохранения, находящегося в сельском населенном пункте. До 1 января 2005 года они пользовались льгота, предусмотренными ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в прежней редакции. Принятый Закон РБ не предоставляет в полной мере льготы, которые они имели ранее, что нарушает их права и противоречит федеральному законодательству.

Представитель Государственного Собрания — Курултай РБ Я.Р.Р. /дов. <…>/ заявление не признал и показал, что оспариваемые положения Закона РБ не противоречат федеральному законодательству. Действовавшие ранее льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 1 января 2005 года ФЗ N 122 от 22 августа 2004 года. Какой-либо иной нормативный правовой акт, который устанавливал бы право медицинских и фармацевтических работников на иные меры социальной поддержки, на федеральном уровне не принят, предоставление оспариваемым Законом РБ медицинских и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения меры социальной поддержки являются дополнительными мерами. Следовательно, субъект РФ вправе самостоятельно определять категории работников и условия предоставления льгот по оплате найма жилого помещения, отопления и энергоснабжения. При этом оспариваемым Законом РБ не нарушаются права заявителей, которые являются работниками муниципальных учреждений здравоохранения, поскольку в соответствии со ст. 63 Основ меры социальной поддержки им должны устанавливаться органами местного самоуправления.

Представитель Президента Республики Башкортостан Л.А.В. /доверенность <…>/ заявления не признал и поддержал доводы представителя Государственного Собрания — Курултай РБ.

Представитель Управления министерства юстиции РФ по РБ Б.Г.Р. /дов. <…>/ пояснила, что при проведении правовой экспертизы оспариваемого Закона не установлено несоответствие его федеральному законодательству.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора Рамазановой Л.Р., просившей отказать в удовлетворении заявления, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

В соответствии с п. «ж» ч. I ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.

Государственным Собранием — Курултай Республики Башкортостан 24 ноября 2005 года принят Закон Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселка», подписанный Президентом Республики Башкортостан 29 ноября 2005 года.

Указанный нормативный правовой акт опубликован в официальных изданиях: газете «Республика Башкортостан» N 232 /25965/ от 3 декабря 2005 года и издании «Ведомости Государственного Собрания — Курултай, Президента и Правительства Республики Башкортостан» N 2 /224/ от 23 января 2006 года.

Согласно ст. 66 Конституции Республики Башкортостан Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан.

В силу ст. 71 Конституции РБ к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан.

В соответствии со ст. 75 Конституции РБ Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.

Статьей 30 Закона Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» N 42-а от 12 августа 1996 года предусмотрено, что Законы Республики Башкортостан, постановления Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, указы Президента Республики Башкортостан, постановления Правительства Республики Башкортостан, а также нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан, распространяющие свое действие на не подведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также на граждан и их объединения, подлежат официальному опубликованию (кроме нормативных правовых актов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну), и вступают в силу при условии их опубликования в официальных изданиях.

Днем официального опубликования нормативного правового акта Республики Башкортостан считается день первой публикации его полного текста в официальных изданиях /ст. 32 Закон РБ N 42-а от 12 августа 1996 года/.

Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен. Заявителями порядок принятия Закона не оспаривался.

Частью 2 ст. 2 лицам, указанным в пунктах 2 — 6 части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселка», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной в соответствии с законодательством;

2) компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (электроосвещение и отопление) в пределах нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Оспариваемым положением ч. 1 ст. 3 Закона РФ N 238-3, предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилой площади и коммунальных услуг по месту работы по совместительству не предоставляются.

К перечню граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оспариваемому Закону, отнесены специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, и рабочих поселках Республики Башкортостан, в частности медицинские и фармацевтические работники.

Из материалов дела видно, что заявители являются медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в сельской местности, что подтверждается справками, имеющимися в материалах дела.

В соответствии с ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организации здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу ч. 5 указанной статьи Основ меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Следовательно, федеральным законодательством предусмотрено, что меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений должны предоставляться органами местных самоуправлений, На органы государственной власти субъекта РФ такая обязанность федеральным законом не возложена.

Суд находит убедительным довод представителя Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан, что льготы, предусмотренные оспариваемым Законом, в отношение медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений в сельской местности являются дополнительными мерами и поэтому принятый Государственным собранием Закон не противоречит федеральному законодательству.

В прежней редакции ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривалась социальная защита медицинским работникам. В частности врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С принятием ФЗ N 122 от 22 августа 2004 года в отношение медицинских и фармацевтических работников, работающих в сельской местности и поселках городского типа, изменилось правовое регулирование и по существу установленный объем и порядок предоставления льгот.

Часть 2 ст. 63 основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ утратила силу с 1 января 2005 года., другого федерального закона, регулирующего предоставление льгот указанной категории работников, не принято.

Часть 6 основ предусмотрено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организации здравоохранения должны устанавливаться органами местного самоуправления.

Муниципальными образованиями Кушнаренковский и Шаранский район, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работника, работающим в муниципальных организациях здравоохранения не принято, что подтвердили в судебном заседании представители Президента РБ и Государственного Собрания — Курултай РБ. Данное обстоятельство не оспаривалось и представителем заявителей в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемым Законом права заявителей, являющихся работниками муниципальных учреждений здравоохранения, не нарушаются. Установленные оспариваемым Законом меры социальной поддержки в отношение медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения являются дополнительными мерами, которые установлены Законом субъекта.

Ссылка представителя заявителей на то, что их довод о том, что оспариваемым Законом нарушаются права заявителей на сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты, подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, которая изложена в вынесенных определениях, не свидетельствует о том, что оспариваемый Закон Республики Башкортостан противоречит федеральному законодательству.

Действительно, Конституционным Судом РФ высказана в Определении от 7 февраля 2008 года позиция, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Следовательно, Конституционный Суд РФ подтвердил, что меры социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения должны предоставляться органами местного самоуправления.

Учитывая изложенное, не имеется оснований для удовлетворения заявления Р.В.С., А.Н.А., Х.Г.С., С.Е.В., Г.З.Г., Б.Р.Р. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N 388-з /в редакции Закона РБ от 27 октября 2008 года N 35-з, от 17 декабря 2008 года N 80-з/ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках».

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

решил:

Р.В.С., А.Н.А., Х.Г.С., С.Е.В., Г.З.Г., Б.Р.Р. в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N 388-з /в редакции Закона РБ от 27 октября 2008 года N 35-з, от 17 декабря 2008 года N 80-з/ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий
Р.Р.УСМАНОВА

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.07.2009 года вступило в законную силу 28.10.2009 года.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
Н.В.КОЗЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *