О признании недействующими статьи 3, части 2 статьи 4, частей 1, 2 статьи 5 Закона РБ от 19.04.2005 N 175-з О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 24.04.2008 по делу N 3-35/2008

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Верховного суда РБ Козловой Н.В.

при секретаре С.З.А.

при участии прокурора Мухаметшина Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Уфе 24 апреля 2008 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Башкортостан о признании противоречащими закону и недействующими отдельных положений Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года N 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия»,

установил:

Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан принят Закон Республики Башкортостан от 19.04.05 года N 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

Законом Республики Башкортостан от 30.11.05 года N 244-3 в вышеназванный Закон внесены изменения.

Прокурор Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону отдельных положений Закона РБ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» (далее — Закон РБ).

В обоснование своих требований указал на то, что отдельные положения Закона РБ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» (далее — Закон РБ) не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.

Статьей 3 Закона РБ установлен перечень документов, прилагаемых к уведомлению о проведении публичного мероприятия (далее — уведомление). Так, если организатором публичного мероприятия выступает гражданин (граждане) Российской Федерации, к уведомлению должны прилагаться копия (копии) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст.

Если указанным организатором публичного мероприятия определено лицо (лица), уполномоченное выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, к уведомлению также прилагаются: копия (копии) его (их) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст; его (их) письменное согласие на выполнение распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия.

Если организатором публичного мероприятия выступают политическая партия, общественное объединение, религиозное объединение региональное отделение, иное структурное подразделение, к уведомлению прилагаются:

1) решение организатора о проведении публичного мероприятия и назначении лица (лиц), уполномоченного выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, скрепленное печатью организатора (если является юридическим лицом) и заверенное лицом уполномоченным уставом, с указанием фамилии, имени, отчества и должности составителя заверительной надписи;

2) копия протокола заседания органа политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, уполномоченного уставом принимать решения о проведении публичного мероприятия, на котором было принято указанное в пункте 1 настоящей части решение, скрепленная печатью организатора (если является юридическим лицом) и заверенная лицом, уполномоченным уставом, с указанием фамилии, имени, отчества и должности составителя заверительной надписи;

3) нотариально заверенная копия документа о регистрации политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, принявших решение о проведении публичного мероприятия (если регистрация является обязательной в соответствии с федеральным законодательством);

4) нотариально заверенная копия устава политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, принявших решение о проведении публичного мероприятия, — если в соответствии с федеральным законодательством действуют на основании устава, и нотариально заверенную копию документа, подтверждающего факт создания и осуществления его деятельности, — если в соответствии с федеральным законодательством действуют не на основании устава;

5) копия (копии) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст, лица (лиц), уполномоченного выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

6) письменное согласие каждого лица, уполномоченного выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, заверенное лицом, уполномоченным уставом, с указанием фамилии, имени, отчества и должности составителя заверительной надписи.

Если организатор действует не на основании устава, полномочия органа, принимающего решение о проведении публичного мероприятия, полномочия лица на составление заверительной надписи осуществляются на основании решения организатора публичного мероприятия, которое представляется в письменной форме вместе с вышеуказанными документами.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 19.06.04 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Федеральный закон) предусмотрено проведение публичного мероприятия при условии подачи в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомления о его проведении. Частью 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Частью 3 статьи 7 Федерального закона определено содержание публичного уведомления. Полномочий по установлению дополнительных требований, соблюдение которых необходимо для организации и проведения публичного мероприятия, субъектам РФ не предоставлено.

Согласно части 2 статьи 4 Закона РБ, уведомление, представленное с нарушением требований части 4 статьи 2 настоящего Закона, регистрации не подлежит и считается неподанным, о чем представившему его лицу (лицам) незамедлительно сообщается в письменной форме с указанием оснований принятого решения и вручается под роспись.

Частями 1, 2 статьи 5 Закона РБ предусмотрено, что если зарегистрированное с соблюдением условий части 4 статьи 2 настоящего Закона уведомление подано с нарушением требований настоящего Закона, зарегистрировавший его орган в течение 3-х дней со дня подачи и регистрации уведомления (а при подаче и регистрации уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения — в день его получения и регистрации) доводит в письменной форме до сведения организатора публичного мероприятия предложения об устранении соответствующих нарушений. В случае устранения организатором публичного мероприятия указанных нарушений и повторного представления уведомления не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия уведомление считается поданным в день его первоначального представления. В ином случае уведомление считается неподанным, о чем орган, зарегистрировавший уведомление, незамедлительно сообщает организатору публичного мероприятия в письменной форме с указанием оснований принятого решения.

Между тем, согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 19.06.04 года N 54-3, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Возможности введения субъектом РФ дополнительных ограничений права организатора публичного мероприятия на его проведение Федеральным законом не предусмотрено.

Заявитель просил признать статью 3 Закона РБ от 19.04.05 N 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» противоречащей части 5 статьи 5, частям 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 19.06.04 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и недействующей.

Признать части 2 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 Закона РБ от 19.04.05 N 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» противоречащими части 5 статьи 5 Федерального закона от 19.06.04 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и недействующими.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Башкортостан М.Ф.Р. (доверенность <…>) заявление поддержал в полном объеме и пояснил, что федеральным законодательством предусмотрен уведомительный характер подачи уведомления, в части 3 статьи 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» определено содержание уведомления и законом субъекта не может быть предусмотрено дополнительных условий при подаче уведомления, а также дополнительных ограничений права организатора публичного мероприятия на его проведение. Просил признать несоответствующими федеральному законодательству и недействующими статью 3, часть 2 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 Закона Республики Башкортостан «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

Представитель Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан РБ Я.Р.Р. (доверенность <…>) заявление не признал и пояснил, что оспариваемые прокурором положения не противоречат федеральному законодательству. В соответствии с частью 2 статьи 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» законом Республики Башкортостан «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», отдельные положения которого оспариваются прокурором, предусмотрен порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Приведенные прокурором положения не содержат дополнительных оснований при подаче уведомления и не содержат дополнительных ограничений прав организатора публичного мероприятия на его проведение. В них не содержится оснований для возврата уведомления. Перечень документов, прилагаемых к уведомлению, предусмотренный статьей 3 Закона РБ, направлен на реализацию положений части 2 статьи 5 Федерального закона, предусматривающую ограничения относительно организатора публичного мероприятия.

Представитель Президента Республики Башкортостан Т.Х.А. (доверенность <…>) заявление прокурора не признал и поддержал позицию представителя Государственного Собрания — Курултая-Республики Башкортостан, дополнив тем, что при принятии оспариваемых положений законодатель исходил из необходимости соблюдения баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, и органов, призванных обеспечить безопасность проводимых мероприятии. Далее представитель указал на то, что дополнительное регулирование не предусмотренных законами положений возможно органом исполнительной власти. Просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Заслушав объяснения представителя Прокурора Республики Башкортостан М.Д.Р., представителя Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан РБ Я.Р.Р., представителя Президента Республики Башкортостан Т.Х.А., изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 24, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Содержание данной конституционной статьи соответствует положениям международных договоров.

Так, в части 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».

Согласно статье 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний».

Реализация права, закрепленного в статье 31 Конституции Российской Федерации, является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, на участие в управление делами государства. Проведение публичных мероприятий — одно из средств укрепления связи государственных органов и органов местного самоуправления с населением изучения общественного мнения.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту — Федеральный закон).

В пункте 7 статьи 2 Федерального закона содержится понятие уведомления, используемое для целей настоящего Федерального закона.

Уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Закон Республики Башкортостан N 175-з принят Государственным Собранием — Курултаем — Республики Башкортостан 19 апреля 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и определяет порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Башкортостан.

В законе субъекта использованы основные термины и понятия, установленные Федеральным законом (статья 1).

Статьей 3 Закона Республики Башкортостан предусмотрен перечень документов, прилагаемых к уведомлению.

Так, если организатором публичного мероприятия выступает гражданин (граждане) Российской Федерации, к уведомлению должны прилагаться копия (копии) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст.

Если указанным организатором публичного мероприятия определено лицо (лица), уполномоченное выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, к уведомлению также прилагаются: копия (копии) его (их) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст; его (их) письменное согласие на выполнение распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия.

Если организатором публичного мероприятия выступают политическая партия, общественное объединение, религиозное объединение региональное отделение, иное структурное подразделение, к уведомлению прилагаются:

1) решение организатора о проведении публичного мероприятия и назначении лица (лиц), уполномоченного выполнять распорядительные функции по его организации и проведению, скрепленное печатью организатора (если является юридическим лицом) и заверенное лицом, уполномоченным уставом, с указанием фамилии, имени, отчества и должности составителя заверительной надписи;

2) копия протокола заседания органа политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, уполномоченного уставом принимать решения о проведении публичного мероприятия, на котором было принято указанное в пункте 1 настоящей части решение, скрепленная печатью организатора (если является юридическим лицом) и заверенная лицом, уполномоченным уставом, с указанием фамилии, имени, отчества и должности составителя заверительной надписи;

3) нотариально заверенная копия документа о регистрации политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, принявших решение о проведении публичного мероприятия (если регистрация является обязательной в соответствии с федеральным законодательством);

4) нотариально заверенная копия устава политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, принявших решение о проведении публичного мероприятия, — если в соответствии с федеральным законодательством действуют на основании устава, и нотариально заверенную копию документа, подтверждающего факт создания и осуществления его деятельности, — если в соответствии с федеральным законодательством действуют не на основании устава;

7) копия (копии) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст, лица (лиц), уполномоченного выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

8) письменное согласие каждого лица, уполномоченного выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, заверенное лицом, уполномоченным уставом, с указанием фамилии, имени, отчества и должности составителя заверительной надписи.

Если организатор действует не на основании устава, полномочия органа, принимающего решение о проведении публичного мероприятия, полномочия лица на составление заверительной надписи осуществляются на основании решения организатора публичного мероприятия, которое представляется в письменной форме вместе с вышеуказанными документами.

Между тем, статьями 5, 7 Федерального закона от 19.06.04 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Федеральный закон) предусмотрено проведение публичного мероприятия при условии подачи в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомления о его проведении. Частью 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона определено содержание публичного уведомления.

Обязанности организатора публичного мероприятия предусмотрены пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона и состоят в подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона, которая не предусматривает необходимость представления организатором публичного мероприятия при подаче уведомления каких-либо дополнительных документов.

Оспариваемой прокурором статьей 3 Закона Республики Башкортостан в обязанности организатора публичного мероприятия вменены представление перечисленных в статье 3 Закона РБ документов, являющимися приложением к уведомлению.

Ввиду введения статьей 3 Закона Республики Башкортостан дополнительных требований, соблюдение которых необходимо при подаче уведомления для организации и проведения публичного мероприятия, она противоречит пункту 1 части 4 статьи 5, части 2, 3 статьи 7 Федерального закона, поскольку полномочия по установлению дополнительных требований, соблюдение которых необходимо для организации и проведения публичного мероприятия, субъектам РФ не предоставлено.

В связи с чем, суд считает, что статья 3 Закона Республики Башкортостан «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» противоречит федеральному законодательству.

Далее в заявлении прокурора ставится вопрос о признании противоречащими закону и недействующими части 2 статьи 4 и частей 1, 2 статьи 5 Закона Республики Башкортостан «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

В части 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан указано на то, что уведомление, представленное с нарушением требований части 4 статьи 2 Закона, регистрации не подлежит и считается неподанным, о чем сообщается в письменной форме с указанием оснований принятого решения под роспись.

В части 1 статьи 5 Закона Республики Башкортостан указано на то, что если зарегистрированное с соблюдением условий части 4 статьи 2 настоящего Закона уведомление подано с нарушением требовании настоящего Закона, зарегистрировавший его орган в течение 3-х дней со дня подачи и регистрации уведомления (а при подаче и регистрации уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения — в день его получения и регистрации) доводит в письменной форме до сведения организатора публичного мероприятия предложения об устранении соответствующих нарушений.

Часть 2 этой же статьи предусматривает, что в случае устранения организатором публичного мероприятия указанных в части 1 настоящей статьи нарушений и повторного представления уведомления не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия уведомление считается поданным в день его первоначального представления. В ином случае уведомление считается неподанным, о чем орган, зарегистрировавший уведомление, незамедлительно сообщает организатору публичного мероприятия в письменной форме с указанием оснований принятого решения.

В части 4 статьи 2 Закона субъекта предусмотрена подача уведомления, если организатором публичного мероприятия выступает гражданин (граждане) Российской Федерации, организатором публичного мероприятия.

Если организатором публичного мероприятия выступает политическая партия, общественное объединение, религиозное объединение, их региональное отделение, иное структурное подразделение, уведомление представляется лицом (лицами), уполномоченными выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.

Уведомление представляется лицом (лицами), указанными в абзацах первом и втором настоящей части, лично по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст. Если организатором публичного мероприятия являются несколько граждан Российской Федерации, выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия уполномочено несколько лиц, уведомление представляется всеми ими лично и одновременно каждым из них вышеуказанных документов.

В обоснование своей позиции прокурором указано на то, что часть 5 статьи 5 Федерального закона ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Возможность последующей проверки поданного с соблюдением условий части 4 статьи 2 Закона РБ уведомления на соблюдение требований настоящего Закона, информирование об этом, и в случае неустранения недостатков, возможность считать уведомление неподанным, противоречит части 5 статьи 5 Федерального закона, как не предусмотренное федеральным законодательством дополнительное основание, не позволяющее организатору публичного мероприятия проводить его в связи с тем, что уведомление считается неподанным.

По мнению суда, возможность считать уведомление не поданным в случае его подачи с нарушением требований части 4 статьи 2 Закона субъекта, противоречит федеральному законодательству.

Кроме того, часть 1 статьи 12 Федерального закона, предусматривает доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче и регистрации уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения — в день его получения и регистрации) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона, то есть доведение до сведения организатора публичного мероприятия по основаниям и в случае несоответствия требованиям Федерального закона в форме обоснованного предложения или предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

В частности, статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность организатора за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена также ответственность за воспрепятствование организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (статья 5.38 КоАП Российской Федерации).

В статье 12 Федерального закона не содержится оснований для признания уведомления неподанным в случае неустранения недостатков по проверке несоответствия Федеральному закону и указанное условие в законе Республики Башкортостан не относится к порядку подачи уведомления, а предусматривает дополнительную возможность считать уведомление неподанным или отказать в его регистрации.

Суд находит, что предусмотренная часть 2 статьи 4, частями 1, 2 статьи 5 Закона РБ возможность отказа в регистрации или признания уведомления неподанным противоречит части 5 статьи 5 и частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона.

Судом исследованы доводы представителей Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан Я.Р.Р. и Президента Республики Башкортостан Т.Х.А. о том, что положение статьи 3 Закона Республики Башкортостан о приложении к уведомлению копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина и его возраст, направлено на реализацию положений статьи 5 Федерального закона, не могут быть признаны состоятельными в силу того обстоятельства, что представление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и его возраст, личность лица (лиц), предоставившего уведомление и его (их) возраст предусмотрено частью 4 статьи 2 и частью 1 статьи 4 Закона субъекта. Приложение дополнительных документов, в том числе, копии паспорта, или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации при этом не предусмотрено.

Не представляется возможным согласиться с доводами вышеуказанных представителей и в части того, что требование пункта 2 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан о необходимости представления письменного согласия организатором публичного мероприятия на выполнение распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия свидетельствует о добровольном согласии организатора, поскольку личное обращение организатора публичного мероприятия в соответствующий орган с письменным уведомлением соответствует принципу добровольности и подтверждает его согласие организатора на выполнение распорядительных функций по проведению публичного мероприятия.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона не могут быть организатором публичного мероприятия политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Доводы представителей о необходимости представления одновременно с уведомлением копии протокола собрания органа политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, на котором было принято решение о проведении публичного мероприятия, копии документа о регистрации, Устава политической партии, общественного объединения, религиозного объединения, их регионального отделения, иного структурного подразделения, не могут быть признаны убедительными в силу требований части 4 статьи 7 Федерального закона, предусматривающей лишь подписание уведомления организатором и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По доводу о сроках, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Башкортостан, представители указывают на то, что уведомление считается неподанным только в случае нарушения части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан, то есть в случае непредставления документов, подтверждающих право подавших его лиц быть организатором публичного мероприятия. В случае представления ими необходимых документов уведомление считается поданным в день первоначального представления. В противном случае уведомление считается поданным лицом, не имеющим права быть организатором публичного мероприятия, и тогда данное уведомление и его подача не будут иметь юридического значения в качестве условия, с которым Федеральный закон связывает возможность проведения публичного мероприятия.

Суд полагает, что оспариваемая прокурором часть 2 статьи 4 Закона субъекта предусматривает отказ в регистрации уведомления в случае подачи с нарушением требований части 4 статьи 2 Закона субъекта, который необходимо рассматривать в единстве с иными требованиями Закона субъекта, в частности, статьей 3, которая предусматривает при организации публичного мероприятия политической партией, общественным объединением, религиозным объединением приложение к уведомлению уполномоченного лица пакета документов — протокола заседания органа политической партии, нотариально заверенной копии документа о регистрации, нотариально заверенная копия Устава и т.д. Если организатор, указанный в абзаце первом настоящей статьи, в соответствии с федеральным законодательством действует не на основании устава, полномочия органа, принимающего решение о проведении публичного мероприятия, полномочия лица на составление заверительной надписи осуществляется на основании решения организатора публичного мероприятия, которое представляется в письменной форме вместе с вышеуказанными документами. При этом это противоречит обязанностям организатора публичного мероприятия, предусмотренным Федеральным законом, предусмотренным частью 4 статьи 5 Федерального закона; выходит за пределы полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 1, 2 статьи 12 Федерального закона.

С учетом изложенного суд находит, что статья 3 Закона Республики Башкортостан «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» противоречит части 4 статьи 5, части 5 статьи 5, части 2, 3 статьи 7 Федерального закона; часть 2 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 противоречат части 1 статьи 12, части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и их необходимо признать противоречащими федеральному закону и недействующими.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, суд считает, что статья 3, часть 2 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 Закона Республики Башкортостан «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия противоречат федеральному законодательству, в связи с чем их следует признать недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 191 — 197 ГПК РФ, Верховный суд Республики Башкортостан

решил:

Заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления решения суда в законную силу статью 3, часть 2 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года N 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24.04.2008 года вступило в законную силу 30.07.2008 года.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *