Исковые требования о признании незаконным решения пенсионного органа и обязании назначить социальную пенсию удовлетворены правомерно, поскольку при достижении истцом возраста 50 лет у него возникло право на назначение социальной пенсии, поскольку он принадлежит к числу коренных малочисленных народов Севера, проживает на территории, отнесенной к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 20.08.2014 по делу N 33-676

Председательствующий — Машкова Э.П.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи — Солоповой И.В.,

судей — Антуха Б.Е., Красиковой О.Е.,

при секретаре — Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе Н. на решение Чойского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

требования Ж. к Управлению Пенсионного фонда в Чойском районе о признании незаконным решения пенсионного органа от <дата> N и обязании назначить социальную пенсию, удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда в Чойском районе от <дата> N 27. Возложена обязанность на Управление Пенсионного фонда в Чойском районе назначить Ж. социальную пенсию с <дата>.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., апелляционная коллегия

установила:

Ж. обратилась в суд с иском об отмене решения ГУ-УПФ РФ в Чойском районе Республики Алтай и возложении обязанности назначить социальную пенсию по старости. В обоснование исковых требований Ж. указано, что <дата> она обратилась в УПФ в Чойском районе с заявлением о назначении социальной пенсии, как малочисленным народам Севера. Решением от <дата> ей было отказано в назначении социальной пенсии, с указанным решением она не согласна, поскольку относится к числу коренных малочисленных народов Севера, по национальности является <данные изъяты>, постоянно проживает на территории Чойского района, достигла возраста 50 лет. В настоящее время не имеет права на назначение трудовой пенсии, но в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на социальную пенсию. Все необходимые документы ответчику ею были представлены.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе начальник ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе Н., указывая, что социальная пенсия устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности «тубалары», но не указывает принадлежность <данные изъяты> именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В связи с тем, что право на социальную пенсию имеют граждане из числа малочисленных народов Севера, а постановление Правительства РФ от 11.01.1993 года N 22, утвердившее Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утратило силу, правовых оснований для назначения социальной пенсии в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» истцу по месту его жительства в Чойском районе не имеется.

Выслушав представителя ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском района Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что Ж., <дата> года рождения, по национальности являющаяся <данные изъяты> и проживающая в <адрес> Республики Алтай, <дата> по достижении 50-летнего возраста обратилась в ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе с заявлением о назначении социальной пенсии в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как лицу из числа малочисленных народов Севера.

Решением ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе от <дата> N Ж. в назначении указанной пенсии отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности <данные изъяты>, но не указывает принадлежность тубаларов именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу подп. 4 п. ст. 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены <данные изъяты>, проживающие на территории Республики Алтай.

<данные изъяты> включены также в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р.

Вместе с тем, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, которым утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В этот Перечень включен, в числе прочих, Чойский муниципальный район.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что <данные изъяты>, проживающим на территории Чойского муниципального района, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем, они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Предусматривая возможность назначения социальной пенсии для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при достижении Ж. возраста 50 лет у нее возникло право на назначение социальной пенсии, поскольку она принадлежит к числу коренных малочисленных народов Севера — <данные изъяты>, проживает на территории Чойского муниципального района Республики Алтай, которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В связи с этим решение ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе от <дата> N верно признано судом первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.

Поскольку на основании ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, за некоторыми исключениями, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, суд первой инстанции правильно возложил обязанность на пенсионный орган назначить Ж. социальную пенсию с <дата>.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что социальная пенсия устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности <данные изъяты>, но не указывает принадлежность <данные изъяты> именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Однако данные суждения руководителя пенсионного органа не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку в разделе II, именуемого как «Современное состояние малочисленных народов Севера», Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 года N 132-р, говорится и о современном состоянии <данные изъяты>. Это, как и анализ федерального законодательства, касающегося гарантий прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, позволяет прийти к выводу, что законодатель, предоставляя коренным малочисленным народам Российской Федерации комплекс социальных прав и гарантий, не исходит из принадлежности того или иного коренного малочисленного народа к региональной территории, как то Севера, Сибири или Дальнего Востока. Социальные права и гарантии для данной категории граждан являются едиными, независимо от того, где они проживают, на Севере, в Сибири или на Дальнем Востоке. Иное противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ), которое заключается и в гарантии равенства прав лиц одного статуса (категории).

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применены нормы права, подлежащие применению. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Нарушений гражданско-процессуального законодательства, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену состоявшегося решения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Чойского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чойском районе Н. — без удовлетворения.

Председательствующий судья
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
Б.Е.АНТУХ
О.Е.КРАСИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *