В удовлетворении иска о взыскании части единовременной компенсационной выплаты отказано, так как установлено, что между работодателем и работником достигнуто соглашение об изменении условий договора и переводе истца в другую организацию, а действующим законодательством не регламентирован порядок возврата денежных средств при расторжении договора в случае перевода работника из одного медицинского учреждения в другое с согласия органа власти.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 13.08.2014 по делу N 33-651

Председательствующий — Машкова Э.П.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего — Солоповой И.В.

судей — Красиковой О.Е., Черткова С.Н.

при секретаре — А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Ч. на решение Чойского районного суда Республики Алтай от 3 июня 2014 года, которым

В удовлетворении требований Министерства здравоохранения Республики Алтай к И. и третьему лицу Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Алтай о взыскании части единовременной компенсационной выплаты отказано.

Заслушав доклад судьи Солоповой И.А., апелляционная коллегия

установила:

Министерство здравоохранения Республики Алтай обратилось в суд к И. и третьему лицу ТФОМС РА с учетом уточненных требований о взыскании с ответчика части единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>, указав, что между истцом и ответчицей был заключен договор N от <дата> на осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей. Заключение договора произведено на основании Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2012 года N 31 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшими на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта». В соответствии с п.п. 3 п. 2 договора ответчик взяла на себя обязательство отработать в течение пяти лет со дня заключения договора в БУЗ «Чемальская ЦРБ». Министерство здравоохранения Республики Алтай свои обязательства выполнило в полном объеме. <дата> по собственной инициативе ответчик расторгла трудовые отношения с БУЗ РА «Чемальская ЦРБ», на предложение вернуть компенсационную выплату в сумме <данные изъяты> отказалась.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай Ч., в апелляционной жалобе просит отменить его и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определено процессуальное положение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, являющегося третьим лицом на стороне истца, и И., признанной в решении одновременно и ответчиком и истцом (ст. 7 решения). До истечения 5-летнего срока, указанного в договоре о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ответчик по собственному желанию расторгла трудовой договор с БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница» по п. 5 ст. 77 ТК РФ, не предусмотренным договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, т.е. не исполнила обязательства, предусмотренные подп. 3 п. 2 названного договора. Права и интересы И. не могут быть поставлены в зависимость от письма Министра здравоохранения Республики Алтай, не являющегося нормативным правовым актом. В основу решения суда заложены мотивы увольнения, не исследованы основания оспариваемого договора от <дата> N 79, заключенного между истцом и И. Доводы ответчика, что работая в должности врача акушера-гинеколога в с. Чемал, она фактически исполняла обязанности фельдшера-акушерки, теряла квалификацию, не состоятельны, поскольку ни в Министерство здравоохранения Республики Алтай, ни в администрацию учреждения ответчик не обращалась, как и с заявлениями о направлении на учебу, повышении квалификации. Выводы суда о письменном согласовании с работодателем перевода ответчика ошибочны. В решении суда допущена ошибка в фамилии представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай. В силу ст. ст. 309, 307 ГК РФ, поскольку договор от <дата> N не прекращен, не расторгнут, не признан недействительным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Т., поддержавшую доводы жалобы, И., полагавшую решение суда законным, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, <дата> БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница» в лице главного врача ФИО7 (работодатель) и И. (работник) заключили трудовой договора, согласно которому работодатель предоставил работнику работу врача акушера-гинеколога на 1,0 ставку.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее — договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В силу п. 3 ч. 12.2 ст. 51 вышеназванного Закона, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

<дата> Министерство здравоохранения Республики Алтай в лице министра ФИО8 и И. заключили договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) в 2011 — 2012 годах на работу в медицинскую организацию, расположенную в сельском населенном пункте Республики Алтай.

Согласно п. 1 названного договора, предметом договора является предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница».

Согласно подп. 3 п. 2 договора, медицинский работник обязан отработать в течение пяти лет в БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница». В случае прекращения медицинским работником трудового договора с медицинской организацией БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница» до истечения пятилетнего срока медицинский работник обязан в течение 5 рабочих дней с момента увольнения возвратить в бюджет Республики Алтай часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2 и 4 части 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Согласно записи в трудовой книжке, <дата> И. уволена по ст. 77 п. 5 ТК РФ (в связи с переводом работника) на основании приказа N от <дата> года.

<дата> БУЗ «Чойская центральная районная больница» в лице главного врача ФИО9 (работодатель) и И. заключили трудовой договор NN, согласно которому работодатель предоставил работнику работу врача акушера-гинеколога.

К указанному трудовому договору между названными выше сторонами заключено дополнительное соглашение с работником в связи с предоставлением единовременной компенсационной выплаты медицинским работника в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Алтай из другого населенного пункта, согласно Постановлению Правительства Республики Алтай от 13.02.2012 года N 31. Из дополнительного соглашения следует, что И. переведена в БУЗ РА «Чемальская ЦРБ» в БУЗ РА «Чойская ЦРБ» на должность врача акушера-гинеколога с письменного разрешения Министерства здравоохранения Республики Алтай в лице министра здравоохранения ФИО8 N от <дата>, подп. 3.2 п. 3 договора от <дата> N дополнен разделами, согласно которым И. обязалась отработать в БУЗ РА «Чойская ЦРБ» в течение 5 лет с <дата> по <дата> на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовых законодательством Российской Федерации для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с медицинской организацией Республики Алтай.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Республики Алтай к И., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между работодателем и работником достигнуто письменное соглашение об изменении условий договора и переводе истца в другую организацию, что действующим законодательством не регламентирован порядок возврата денежных средств при расторжении договора в случае перевода работника из одного медицинского учреждения в другое, с согласия органа власти, т.е. Министерства здравоохранения.

Апелляционная коллегия находит данные выводы суда правильными.

Согласно письму министра здравоохранения Республики Алтай ФИО8 от <дата> NN, Министерство здравоохранения Республики Алтай, рассмотрев обращение И., сообщило, что ей разрешено расторжение трудового договора с БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница» и перевод в БУЗ РА «Чойская центральная районная больница» с заключением трудового договора с обязательным условием отработать в течение пяти лет на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством.

Оценивая по делу собранные доказательства и принимая во внимание показания сторон, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанное письмо следует расценивать как письменное согласование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — Министерства здравоохранения Республики Алтай (в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Республики Алтай от 13.02.2012 года N 31 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Алтай из другого населенного пункта»), являющегося стороной договора N от <дата>, на изменение его условий и перевод И. в другую организацию.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (п. 1 ст. 310 ГК РФ).

Судебная коллегия полагает, что письмо министра здравоохранения Республики Алтай ФИО8 от <дата> N следует считать, в силу ч. 2 ст. 158 ГК РФ, как поведение стороны договора, из которого явствует его воля совершить сделку (конклюдентное действие), а именно — как согласие на изменение раздела 1 договора N от <дата> в части прибытия И. на работу в БУЗ «Чойская центральная районная больница», в связи с чем действия ответчика нельзя признать нарушающими положения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Кроме того, следует отметить, что основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ, является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.

В рассматриваемом случае отсутствуют основания для взыскания части единовременной компенсационной выплаты с И., поскольку материалами дела подтвержден факт выполнения ответчиком своих обязательств по договору: она продолжает работать в сельском населенном пункте в должности, предусмотренной договором N от <дата> года, обязалась проработать в этом населенном пункте 5 лет на прежних условиях, т.е. цель, предусмотренная частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ, в данном конкретном случае достигнута.

При таких обстоятельствах у районного суда не имелось оснований для удовлетворения иска по указанным в нем мотивам.

В связи с изложенными доводы апеллянта о том, что до истечения 5-летнего срока, указанного в договоре о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ответчик по собственному желанию расторгла трудовой договор с БУЗ РА «Чемальская центральная районная больница» по п. 5 ст. 77 ТК РФ, не предусмотренным договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, т.е. не исполнила обязательства, предусмотренные подп. 3 п. 2 названного договора, апелляционная коллегия находит несостоятельными, так же как и доводы о том, что права и интересы И. не могут быть поставлены в зависимость от письма Министра здравоохранения Республики Алтай, не являющегося нормативным правовым актом.

Доводы апеллянта о том, что судом неправильно определено процессуальное положение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, являющегося третьим лицом на стороне истца, и И., признанной в решении одновременно и ответчиком и истцом (ст. 7 решения), не влекут отмены судебного постановления, поскольку указание И. в решении в качестве истца, апелляционной коллегией признаются не более, чем описка, а процессуальное положение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай правомерно указано как третье лицо. Ошибка в фамилии представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай также не влечет отмены оспариваемого решения суда.

Доводы апеллянта о том, что в основу решения суда заложены мотивы увольнения, не исследованы основания договора от <дата> NN, заключенного между истцом и И., не имеют правового значения.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При таком положении следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Чойского районного суда Республики Алтай от 3 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Ч. — без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
О.Е.КРАСИКОВА
С.Н.ЧЕРТКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *