Иск о возложении обязанности установить у входа здания пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, удовлетворен, так как жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а в данном случае установлено, что здание администрации пандусами не оборудовано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 13.08.2014 по делу N 33-659

Председательствующий — Тюхтенева Т.В.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего — Имансакиповой А.О.,

судей — Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,

при секретаре — К.Е.Е.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального образования «Улаганский район» С.Н.А. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 02 июня 2014 года, которым

исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Улаганский район» о возложении обязанности установить на входе части здания помещения N 1 администрации МО «Улаганский район» пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски удовлетворено.

На администрацию муниципального образования «Улаганский район» возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски путем оборудования пандусом и поручнями вход части здания помещения N 1 администрации МО «Улаганский район», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01 сентября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия

установила:

И.о. прокурора Улаганского района Колян А.О. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» о возложении обязанности установить на входе части здания помещения N 1 администрации МО «Улаганский район» пандус и поручни для беспрепятственного доступа инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Улаганского района проведена проверка исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в части гарантированных прав инвалидов, детей-инвалидов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что часть здания помещения N 1 администрации МО «Улаганский район», расположенной по адресу: <адрес>, которая является объектом социальной инфраструктуры, не оборудована пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии собственником части здания помещения N 1, расположенного по адресу <адрес> является МО «Улаганский район». В связи с чем обязанность по установлению пандуса в здании администрации МО «Улаганский район» лежит на администрации МО «Улаганский район» как органе местного самоуправления.

Судом вынесено указанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Глава администрации муниципального образования «Улаганский район» С., указывая, что суд не принял во внимание то, что администрация планирует устройство пандуса и составлена локальная смета устройства пандуса.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора К.Л.В., полагавшую решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, вход в помещение N 1 администрации МО «Улаганский район», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> N N, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии собственником части здания помещения N 1, нежилого назначения, общей площадью <данные изъяты> кв. м, литер А, расположенного по адресу: <адрес>, является МО «Улаганский район», что также подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата> N N.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу положений статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Перечисленные в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, учитывая, что обязанность по оборудованию здания администрации МО «Улаганский район» пандусами возложена на администрацию МО «Улаганский район» в силу закона, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Довод жалобы о том, что судом не учтено, что администрация МО «Улаганский район» планирует устройство пандуса, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку до настоящего времени данная обязанность по установлению пандуса не исполнена, не созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического развития в здание и помещения данного учреждения.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, а потому оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 02 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации муниципального образования «Улаганский район» С.Н.А. — без удовлетворения.

Председательствующий
А.О.ИМАНСАКИПОВА

Судьи
Е.А.КОКШАРОВА
С.А.ШИНЖИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *