Иск о признании решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признании нуждающимся в получении жилья удовлетворен частично, поскольку истец на момент обращения в комиссию имел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Данное право подлежало реализации после признания истца федеральным органом исполнительной власти нуждающимся в обеспечении жильем и постановке на

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 27.11.2013 по делу N 33-796

Председательствующий — Прокопенко-Елина О.П.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего — Ялбаковой Э.В.,

судей — Шинжиной С.А., Имансакиповой А.О.,

при секретаре — Т.К.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» И.Ф.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 июля 2013 года, которым

признано незаконным и отменено решение комиссии Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России от <дата>.

К.П.Б. признан нуждающимся в получении жилого помещения с <дата>.

На ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» возложена обязанность включить К.П.Б. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 — 2015 годы для получения государственного жилищного сертификата.

Отказано в удовлетворении требований о признании решения комиссии Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> года незаконным и его отмене, об обязании Сибирского филиала ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить и направить документы в МЧС России для проведения в установленном порядке мер по выделению К.П.Б. ГЖС.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия

установила:

К.П.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании решения комиссии Сибирского филиала «ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от <дата> об отказе в постановке на учет К.П.Б. в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании комиссии Сибирского филиала «ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» отменить его в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, о признании нуждающимся в получении жилого помещения с <дата>, о включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», обязании Сибирского филиала «ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить К. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (2011 — 2015 годы)» для получения государственного жилищного сертификата, обязании Сибирского филиала «ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить и направить документы в МЧС России для проведения в установленном порядке мер по выделению К.П.Б. государственного жилищного сертификата. Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности <данные изъяты> <дата> уволен по п. «ж» ч. 1 ст. 58 по болезни. В период работы обратился с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по РА с просьбой при увольнении по состоянию здоровья обеспечить жилым помещением, так как нуждается в получении государственного жилищного сертификата для приобретения квартиры в <адрес>, на что получил ответ о необходимости обратиться в Сибирский филиал ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». <дата> обратился в Сибирский филиал ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» с заявлением и соответствующими документами о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в <адрес> и о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы». Решением комиссии от <дата> отказано со ссылкой на нормы ЖК РФ. С данным решением не согласен, поскольку сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе подлежащие увольнению или уволенные со службы, относятся к категории граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Указом Президента РФ от 28.06.1999 г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан уволенных со службы в указанных органов» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников вышеназванных органов и служб, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Пунктом 2 Указа предусмотрено, что на эту категорию лиц распространяется действия президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».

Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласился начальник Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» И.Ф.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Сотрудникам Федеральной противопожарной службы, принятым на учет после 1 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, законодательными актами не установлено. Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» осуществляет учет сотрудников ФПС, принятых на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Обязательство по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма МЧС России имеется только в отношении сотрудников, поставленных на учет до 1 марта 2005 года и находящихся на учете весь период службы. Истец на учете нуждающихся в жилых помещениях никогда не состоял. <дата> истец обратился с заявлением о постановке на учет, уже не имея отношения к системе МЧС. Такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем как предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья распространена не на всех сотрудников Государственной противопожарной службы, а только на увольняемых и уволенных со службы из учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета. В настоящее время выдача сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников Федеральной пожарной службы МЧС России, перед которыми обязанность государства по обеспечению жильем возникла до 01.03.2005 года. Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не имеет законодательно закрепленных полномочий по постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и вправе ставить на учет нуждающихся исключительно на условиях найма служебного жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 93, 99, 104 ЖК РФ, на период трудовых отношений. Поскольку истец не был признан в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма до 01.03.2005 года, то его требования не основаны на законе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя К.П.Б. С.А.Г., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Управления МЧС по Республике Алтай Г.О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, К.М.П. проходил службу в должности <данные изъяты> и был уволен <дата> по п. «ж» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни).

Выслуга лет по состоянию на <дата> составляет в календарном исчислении <данные изъяты>. Данный факт подтверждается приказом N N от <дата> ГУ МЧС России по Республике Алтай.

Из материалов дела следует, что истец проживает с женой К.Г.А., сыновьями К.М.П., К.А.П. по адресу: <адрес> На данное помещение между К.П.Б. и М.А.А. заключен договор найма жилого помещения от <дата>.

Согласно выпискам из Реестра архива ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» от <дата> за К.П.Б., К.Г.А., К.А.П., К.М.П. жилые строения, помещения не числятся.

Как установлено судом, <дата> К.П.Б. обратился в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» с рапортом о признании его и членов его семьи в составе трех человек в качестве нуждающихся и постановке их на учет в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилье» на 2011 — 2015 годы».

Из выписки из протокола от <дата> N N заседания постоянно действующей комиссии Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» следует, что К.П.Б. отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» на основании того, что принятие сотрудников ФПС МЧС России на вышеуказанный учет после 01 марта 2005 г. осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ») т.е. в органах местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В п. 1 Постановления Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 предусмотрено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с абзацем 5 подпункта «а» пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года (далее — Правила), право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам — участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте «а» данного пункта документов.

В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

В п. 2.2 Устава ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что указанное учреждение осуществляет постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных и воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, спасателей аварийно — спасательных и поисково — спасательных формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Более того, согласно выписке из протокола от <дата> N N заседания постоянно действующей комиссии Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» К.П.Б. в составе семьи из четырех человек признан нуждающимся и включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

В связи с изложенным, судом первой инстанции сделаны правильные выводы о том, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», является территориальное подразделение ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», а не орган местного самоуправления, а также о том, что К.П.Б. имеет право быть включенным в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

Исходя из изложенного, судом принято верное решение, поскольку истец на момент обращения в комиссию Сибирского филиала ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» имел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Данное право подлежало реализации после признания истца и членов его семьи федеральным органом исполнительной власти нуждающимся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет, в чем истцу незаконно было отказано.

Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Доводы жалобы аналогичны тем, которые были изложены в письменных возражениях на иск, им судом дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» И.Ф.А. — без удовлетворения.

Председательствующий
Э.В.ЯЛБАКОВА

Судьи
С.А.ШИНЖИНА
А.О.ИМАНСАКИПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *