Иск о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии следственного изолятора о снятии истца с жилищного учета правомерно удовлетворен, поскольку комиссия не учла то, что с рапортом о постановке на учет истец обратился до вступления в силу ЖК РФ, орган исполнения наказаний по субъекту РФ допустил незаконное бездействие по исполнению требований ст. 31 ЖК РСФСР в части рассмотрения в течение месяца заявления

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 13.11.2013 по делу N 33-851

Председательствующий — Ередеева А.В.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего — Ялбаковой Э.В.,

судей — Красиковой О.Е., Имансакиповой А.О.,

при секретаре — Р.В.Н.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай К.Э.К. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 22 августа 2013 года, которым

исковые требования К.Я.А. удовлетворены в полном объеме.

К.Я.А. восстановлен срок на подачу заявления о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай от <дата> года NN.

Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай от <дата> о снятии К.Я.А. с жилищного учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

На Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай возложена обязанность по включению К.Я.А. в список на улучшение жилищных условий, восстановив ее в очередь на улучшение жилищных условий со дня первоначальной постановки на учет, а именно <дата> года.

С Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай в пользу К.Я.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия

установила:

К.Я.А. обратилась в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий, мотивируя иск следующим. Истец проходила службу в уголовно-исполнительной системе Республики Алтай, с <дата> — в УФСИН России по Республике Алтай в должности помощника начальника Управления по правовой работе, с <дата> — в должности старшего юрисконсульта в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, с <дата> переводом принята на службу в ГУФСИН России по <данные изъяты> области, в настоящее время проходит службу в должности <данные изъяты>. В период службы в УФСИН России по Республике Алтай <дата> истец подала рапорт о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, в связи с отсутствием собственного жилья. Протоколом жилищно-бытовой комиссии ГУИН Минюста России по Республике Алтай поставлена на учет по улучшению жилищных условий с <дата>. В связи с переводом для дальнейшего прохождения службы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай на основании протокола N от <дата> истец была исключена из списков очередников Управления, ее жилищное дело было направлено в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай для включения в очередь на улучшение жилищных условий по спискам данного учреждения. Протоколом заседания ЖБК ФКУ СИЗО-1 N от <дата> К.Я.А. была исключена из списка сотрудников на улучшение жилищных условий со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием принятия решения послужила справка УФСИН России по Республике Алтай N от <дата>, согласно которой жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Республике Алтай неправомерно принято решение о постановке истца на жилищный учет после <дата> т.е. после введения в действие Жилищного кодекса России. Истец полагает решение незаконным, нарушающим ее права и интересы, так как при его принятии были неправильно применены и истолкованы нормы действующего жилищного законодательства. Так, рапорт о постановки истицы на очередь на улучшение жилищных условий УФСИН России по Республике Алтай был подан <дата>, т.е. за 3 месяца до вступления в силу ЖК РФ. На рапорт К.Я.А. была наложена резолюция начальника, т.е. лица осуществляющего принятие на учет. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме. Истец указывает, что ее рапорт должен был быть рассмотрен ЖБК УФСИН России по Республике Алтай до <дата>. Данный срок жилищно-бытовой комиссией был нарушен. ЖБК УФСИН России <дата> правомерно приняла решение о постановке К.Я.А. на учет с <дата>. Решение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай от <дата> о снятии К.Я.А. с учета по улучшению жилищный условий незаконно.

Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласился Врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай К.Э.К., в апелляционной жалобе указывает, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Согласно резолюции на рапорте от <дата> было предписано завести дело. Решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях было принято в <дата>, что подтверждается протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии N N от <дата>. Протоколом жилищно-бытовой комиссии УФСИН N N от <дата> К.Я.А.в связи с переводом для дальнейшего прохождения службы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай была исключена из списка очередников, состоящих на учете по улучшению жилищных условий. <дата> в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай поступила справка о нарушениях жилищного законодательства РФ, допущенных при постановке на учет К.Я.А. В справке указано, что в ходе проверки выявлен факт неправомерной постановки на учет К.Я.А. В момент постановки К.Я.А. на учет жилищно-бытовая комиссия не имела полномочий принимать решения о постановке на учет, поскольку данное полномочие было исключено ЖК РФ. Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на момент подачи К.Я.А. рапорта определялся ст. 31 ЖК РФ. С 01.03.2005 года принятие и учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Постановка на учет по месту службы после 01.03.2005 года неправомерна. Жилищно-бытовая комиссия УФСИН по Республике Алтай приняла решение о постановке на учет при отсутствии полномочий для принятия указанного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя К.Я.А. П.И.В., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Судом установлено, что с <дата> К.Я.А. проходила службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, а с иные данные проходит службу в ГУФСИН России по Кемеровской области.

Из материалов дела следует, что к. Я.А. обратилась с рапортом на имя полковника внутренней службы П.О.М. о постановке на жилищный учет по улучшению жилищных условий <дата>, этой же датой начальником на рапорте истицы завизировано «завести дело». (л.д. 8). К.Я.А. включили в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом N от <дата> заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Алтай. Из протокола заседания ЖБК следует, что К.Я.А. поставлена в очередь по улучшению жилищных условий с даты резолюции начальника на рапорте.

Факт того, что К.Я.А. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий до <дата>, и ее жилищное положение после этого времени не улучшилось, представителем ответчика данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. При этом, пункт 19 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года, возлагал на жилищную комиссию УФСИН России по Республике Алтай проводить перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Документы, предоставляемые истцом ежегодно проверялись жилищной комиссией.

Решением жилищно-бытовой комиссии N ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай от <дата> К.Я.А. сняли с очереди на улучшение жилищных условий и исключили из списка по основанию — п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).

Удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции обоснованно учтено, что обеспечение жильем сотрудников и пенсионеров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, предусматривалось Указом Президента РФ от 02.10.1992 г. N 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», действие которого Указами Президента РФ от 08.10.1997 г. N 1100 и от 09.03.2004 г. N 314 было распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы, Указом Президента РФ от 28.06.1999 г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений». Постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», от 21.03.2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы».

Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ, действующей в первоначальной редакции на 05 июля 2005 года, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, действующих в первоначальной редакции на 05 июля 2005 года, категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений сотрудникам и пенсионерам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Законом РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы, в силу ст. 35 которого сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти.

Указанным Законом РФ обязанность по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью была возложена на органы местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 г. N 303-О).

Вместе с тем, Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ статья 35 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с 01 января 2005 года признана утратившей силу, и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).

Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующей в первоначальной редакции на день принятия оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссии, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, иными положениями Федеральных законов обязанность по обеспечению сотрудников и пенсионеров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы жилой площадью на органы местного самоуправления возложена не была.

При таких обстоятельствах, судом сделан правильный вывод о том, что принимать соответствующие заявления от сотрудников и пенсионеров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы обязан орган исполнительной власти, в том числе, УФСИН России по Республике Алтай, где К.Я.А. на день принятия оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссии проходила службу.

Кроме того, в силу ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а также по месту работы — совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления.

В статье 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 01 марта 2005 года.

В силу ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Статья 6 указанного Закона устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

После 1 марта 2005 года принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция РФ гарантирует каждому обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Это означает, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны рассмотреть, проверить и дать оценку всем доводам заявителя, мотивировать свои решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания по которым доводы заявителя отвергаются рассматривающим его обращение органом. Иное явилось бы нарушением названных конституционных прав.

Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения об исключении К.Я.А. с жилищного учета, комиссия не учла то обстоятельств того, что с рапортом о постановке на учет истица обратилась до вступления в силу 01 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, УФСИН России по Республике Алтай допустило незаконное бездействие по исполнению требований ст. 31 ЖК РСФСР в части рассмотрения в течение месяца заявления К.Я.А. о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сообщении в письменной форме о принятом решении.

Таким образом, судом принято правильное решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В связи с тем, что определением Майминского районного суда Республики Алтай от 25.09.2013 года при подаче апелляционной жалобы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, указанная госпошлина подлежит взысканию при вынесении апелляционного определения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

решение Майминского районного суда Республики Алтай от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай К.Э.К. — без удовлетворения.

Взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай в доход МО «Майминский район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Председательствующий
Э.В.ЯЛБАКОВА

Судьи
О.Е.КРАСИКОВА
А.О.ИМАНСАКИПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *