Иск об обязании администрации муниципального образования принять меры по постановке бесхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность удовлетворен правомерно, поскольку прокурором в адрес ответчика было внесено представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 18.05.2012 N 33-462/2012

Судья Юрченко Н.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего — Бзегежевой Н.Ш.

судей: Козырь Е.Н. и Тхагапсовой Е.А.

при секретаре: Т.

с участием прокурора — Черненко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы Администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» — С. на решение Майкопского районного суда от 22 марта 2012 года, которым постановлено:

Удовлетворить исковое заявление Прокурора Майкопского района.

Обязать Администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» принять меры по постановке бесхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции (ВЛ — 10 кВ и КТП-КЖ5-588/100 кВа), обеспечивающих электроснабжение населения пос. Мирный МО «Краснооктябрьское сельское поселение» на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеназванные объекты в муниципальную собственность.

Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.В., объяснения главы Администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» — С. и представителя (по доверенности) Л.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы; возражения прокурора Черненко И.А., представителя Управления лесами (по доверенности) — О., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Майкопского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» о возложении обязанности по постановке на учет и принятию бесхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции в муниципальную собственность.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной Прокуратурой Майкопского района проверки исполнения органами местного самоуправления МО «Краснооктябрьское сельское поселение» законодательства об организации электроснабжения пос. Мирный было установлено, что данный населенный пункт расположен на территории муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» и насчитывает более 26 домов. Численность населения поселка составляет более 47 человек, в том числе пенсионеры. Электроснабжение пос. Мирный осуществляется через линии электропередач ВЛ — 10 кВ фидер «КЖ-5» и КТП — КЖ5-588/100 кВа (далее — электрохозяйство, электрооборудование), которые находятся в ненадлежащем состоянии, трансформатор фактически не обслуживается, обрезка деревьев вблизи воздушных линий электропередач не производится, что систематически приводит к прекращению подачи электроэнергии в поселок. Такие факты имели место с 6 по 9 марта 2011 года, с 10 по 13 ноября 2011 года.

Причиной вышеуказанных обстоятельств прокурор полагал то, что электрические сети и трансформаторная подстанция, обеспечивающие электроснабжение пос. Мирный, в настоящее время являются бесхозяйными, на них отсутствуют какая-либо техническая документация, в связи с чем, они не могут быть приняты на баланс Адыгейских электрических сетей, и соответственно обслуживаться должным образом.

На основании положений ст. ст. 14, 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 225 ГК РФ, по данным фактам в адрес главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» 26.04.2011 прокуратурой Майкопского района вносилось представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке в установленном законом порядке бесхозяйного имущества на учет.

Однако каких-либо мер по исполнению требований вышеуказанного законодательства во исполнение представления администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» предпринято не было.

В заявлении прокурор указал, что в результате бездействия МО «Краснооктябрьское сельское поселение» по отмеченным вопросам создает предпосылки возникновения несчастных случаев со сторонними лицами и снижает надежность электроснабжения населенного пункта, чем затрагиваются права и законные интересы потребителей электрической энергии, т.е. неопределенного круга лиц.

Просил обязать Администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» принять меры по постановке бесхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции (ВЛ — 10 кВ и КТП-КЖ5-588/100 кВа), обеспечивающих электроснабжение населения пос. Мирный на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор, участвующие в деле, заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» — Л.О. иск не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, пояснив, что из системного толкования норм права, а именно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 ГК РФ, а также Положения о принятии на учет бесхозяйных вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» следует, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, есть право, а не обязанность органов местного самоуправления.

Также полагал, что не нашли своего подтверждения утверждения прокурора о бездействии администрации по организации электроснабжения пос. Мирный, поскольку администрация муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» своевременно реагирует на жалобы граждан об отсутствии электроэнергии. Администрация всеми доступными средствами связи в кратчайшие сроки доводит до энергопоставляющей организации информацию о проблемах энергопоставки на данном участке электросети. Полагал, что поскольку граждане оплачивают услуги по электроснабжению ОАО «КУБАНЬЭНЕРГОСБЫТ», то и ответственность за надежность электроснабжения населенного пункта должна возлагаться на данную организацию. По имеющимся в администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» документам бывшим собственником электрической сети на поселок Мирный Майкопского района является лесхоз, в настоящее время преобразованный в государственное унитарное предприятие «Предгорный лесхоз», который должен был передать электрические сети, не используемые им в целях хозяйственной деятельности, на баланс энергопоставляющей организации, однако, они исчезли из реестра федерального имущества. Администрация МО «Краснооктябрьское сельское поселение» обращалось в Управление лесами Республики Адыгея, в Территориальное управление федерального агентства по управлению имуществом Республике Адыгея, в Комитет Республики Адыгея по имущественные отношениям, в Адыгейские электрические сети ОАО «Кубаньэнерго» по указанному вопросу, однако, всюду был получен отказ. Кроме того, спорная электролиния находится на землях лесного фонда, которые являются собственностью Российской Федерации, в связи с чем, необходимо произвести правовое и технические оформление перевода земель из лесного фонда в собственность муниципального образования, что является очень дорогостоящим мероприятием.

Представитель ОАО «Кубаньэнерго» В. (по доверенности), поддержала исковые требования прокурора, полагала их обоснованными.

Представитель Управления лесами РА — О. (по доверенности), просила удовлетворить исковые требования. Пояснила, что в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Законом РА «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея» в связи с передачей Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений и на основании Постановления Кабинета Министров РА от 01.02.2007 г. N 14 «О принятии федеральных государственных учреждений в государственную собственность Республики Адыгея» из федеральной собственности в государственную собственность Республики Адыгея были переданы имущественные комплексы. В перечень имущества, принимаемого в государственную собственность РА, линии электропередач, питающей электроэнергией потребителей поселка Мирного, не входили. Во время реорганизации Майкопского леспромхоза передачи данного оборудования также не осуществлялось.

Представитель Администрации МО «Майкопский район» — Л.Т. (по доверенности), просила разрешить требования прокурора на усмотрение суда. Пояснила, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения энергоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения, в компетенцию муниципального района эти полномочия не входят.

Представитель ТУ Росимущества в РА — К.Б. (по доверенности), полагал, что требования заявления прокурора законны и обоснованны.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» С. указывает на то, что в исковом заявлении прокурор Майкопского района не приводит достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что линия электропередач трансформаторная подстанция являются бесхозяйными. Кроме того, суд не исследовал Реестр бесхозяйных электрических сетей Адыгейского филиала и не дал ему надлежащей правовой оценки. Также, судом не принято во внимание действующее Постановление Кабинета Министров РА от 06 октября 1997 года N м 354 «О передаче на баланс акционерного общества открытого типа «Кубаньэнерго» электрических сетей, расположенных на территории Республики Адыгея», в соответствии которым определяется порядок передачи электрических сетей на баланс предприятия «Кубаньэнерго». По изложенным основаниям решение суда полагал подлежащим отмене, в удовлетворении требований просил отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц закреплено ст. 45 ГПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Судом первой инстанции было установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Майкопского района проверки было выявлено, что электрические сети и трансформаторная подстанция, обеспечивающие электроснабжение пос. Мирный Майкопского района, в настоящее время является бесхозяйными, на них отсутствует какая-либо документация, находится указанное имущество в ненадлежащем состоянии. В связи с тем, что трансформатор электроподстанции не обслуживается, и не производится обрезка деревьев вблизи воздушных линий электропередач, в пос. Мирный систематически прекращается подача электроэнергии, где проживают более 40 человек. Из-за отсутствия технической документации указанное оборудование не может быть передано на баланс Адыгейских электрических сетей и должным образом обслуживаться.

Статья 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электроснабжения поселения.

Согласно статье 50 ФЗ того же Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.

На основании вышеперечисленных правовых норм, прокурором Майкопского района в адрес ответчика было внесено представление от 26.04.2011 г. об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Между тем, каких-либо мер во исполнение представления прокурора по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере энергоснабжения администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» предпринято не было.

При таких обстоятельствах, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований прокурора, и обязал ответчика принять меры по постановке бесхозяйных линий электропередач и трансформаторной подстанции на учет, а в последующем принять в муниципальную собственность.

Довод апелляционной жалобы о том, что в судебном заседании не были установлены доказательства, подтверждающие, что спорное имущество являлось бесхозяйным, опровергается следующими материалами дела: письмом и.о. начальника Адыгейского территориального отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору об отсутствии документов, подтверждающих принадлежность электроустановок в пос. Мирный вновь образованному ГУП «Предгорный лесхоз» и предшествующему ему Майкопскому лесхозу (л.д. 13); сообщением директора филиала Адыгейских электрических сетей ОАО «Кубаньэнерго» от 10.06.2009 г. о том, что линии электропередач, питающие потребителей пос. Мирный, не состоят на балансе Адыгейских электрических сетей ОАО «Кубаньэнерго» (л.д. 17).

Из письма главы МО «Майкопский район» К.Е. от 17 марта 2011 г. следует, что бесхозяйные электрические сети в п. Мирный находятся на территории и в границах поселения МО «Краснооктябрьское сельское поселение» (л.д. 15), а в письме от 23.12.2010 г. указано, что оборудование ВЛ-10 и КТП 10/04, обеспечивающие электроэнергией пос. Мирный в реестре МО «Майкопский район» не значится (л.д. 26).

Таким образом, вывод суда о бесхозяйности спорного электрооборудования основан на фактических обстоятельствах, при этом ссылка ответчика на реестр бесхозяйных электрических сетей, присоединенных к сетям ОАО «Кубаньэнерго» за 2010 год не может быть принята во внимание, так как сведения данного реестра о бывшем собственнике не подтверждены какими-либо правоустанавливающими документами.

Понятие вопросов местного значения определено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Такое регулирование согласуется с положением п. 1 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, предусматривающим, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

С учетом изложенного, системное толкование законодательства, в том числе ст. ст. 14, 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяет прийти к заключению, что в настоящем случае именно на орган местного самоуправления — администрацию муниципального образования «Краснооктябрьский район» должна быть возложена обязанность поставить на учет и принять в собственность спорное оборудование по электроснабжению жителей пос. Мирный.

Довод апелляционной жалобы о том, что такая обязанность Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 06.10.1997 г. N 354 должна возлагаться на ОАО «Кубаньэнерго», нельзя признать состоятельным по следующим причинам.

Так, в соответствии с п. 3 указанного Постановления, передача электрических сетей на баланс ОАО «Кубаньэнерго» осуществляется при выполнении следующих условий:

— передаваемые электрические сети должны быть оснащены приборами учета электроэнергии в расчетных точках (на границах раздела по балансовой принадлежности сетей);

— при передаче электрических сетей передается также необходимая для их эксплуатации техническая документация;

— эксплуатация и ремонт, включая замену электроустановок уличного освещения (светильники, лампы, автоматы, фотореле, предохранители так далее), осуществляются их владельцами или филиалами акционерного общества открытого типа «Кубаньэнерго» по договорам с владельцами электрических сетей.

Пунктом 5 того же Постановления предусматривается, что электрические сети, непригодные к эксплуатации, приему на баланс акционерного общества открытого типа «Кубаньэнерго» не подлежат.

Поскольку судом первой инстанции установлено, что на спорное бесхозяйное электрооборудование отсутствует какая-либо документация и оно находится в ненадлежащем техническом состоянии на территории в границах МО «Краснооктябрьское сельское поселение» (л.д. 11), электрические сети не могут быть переданы на баланс ОАО «Кубаньэнерго» в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА от 06.10.1997 г. N 354.

Из указанного следует, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Майкопского районного суда от 22 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» С. — без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Ш.БЗЕГЕЖЕВА

Судьи
КОЗЫРЬ Е.Н.
ТХАГАПСОВА Е.А.

Копия верна: судья
Верховного Суда
Республики Адыгея
Е.А.ТХАГАПСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *