О признании недействующей части 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.2001 N 18 О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.07.1999 N 243 Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея.

Решение Верховного суда Республики Адыгея от 10.05.2001 N 3-17/01

Именем Российской Федерации

Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

    председательствующего - судьи      Верховного Суда   Республики Адыгея              Митусова В.М.      с участием прокурора                              Шанина И.Б.,      представителя Кабинета Министров      Республики Адыгея                              Китариева З.И.,      представителей Управления Министерства по      налогам и сборам по Республики Адыгея          Котлярова В.Н.,                                                     Казановой З.Х.,      при секретаре                                  Щекоткиной И.Н.

рассмотрев гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащей федеральному законодательству, недействительной и не порождающей правовых последствий со дня ее издания части 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 января 2001 года N 18 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» и частично противоречащим федеральному законодательству приложения к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея»

установил:

заместитель прокурора Республики Адыгея 11 апреля 2001 года обратился в суд с указанным выше заявлением, а в обоснование своих требований указал, что частью 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 18 от 15 января 2001 года исключен из ранее принятого постановления от 26 июля 1999 года пункт 2, предусматривавший обязательное применение контрольно — кассовых машин при осуществлении торговли подакцизными товарами при реализации всего ассортимента товаров, находящихся в продаже. Однако исключение данного пункта прямо противоречит федеральному законодательству, а именно пункту 16 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 987 от 19.08.96 (с последующими изменениями и дополнениями), которым предусмотрено, что продажа алкогольной продукции производится только с применением контрольно — кассовых машин.

Кроме того, постановлением N 243 от 26.07.99 допущено необоснованное расширительное толкование Постановления Правительства РФ N 745 от 30.07.93 (в редакции 02.12.2000), которым утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений и их филиалов (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) в части установления Перечня не только отдаленных и труднодоступных, но и «малочисленных» населенных пунктов.

Помимо этого, постановлением Кабинета Министров РА утверждено приложение к постановлению с перечнем населенных пунктов, предприятия, учреждения, организации, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также физические лица — предприниматели которых, освобождены от применения контрольно — кассовых машин при осуществлении ими денежных расчетов с населением, в который включены отдельные населенные пункты в противоречие с федеральным законодательством.

Так, Законом Российской Федерации N 5215-1 от 18 июня 1993 года «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и принятым во исполнение этого закона Постановлением Правительства РФ N 745, утвержден исчерпывающий Перечень организаций, предприятий, учреждений и их филиалов и других обособленных подразделений, в том числе индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право не применять контрольно — кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Данный перечень является исчерпывающим.

Пунктом 3 этого Перечня установлено, что к предприятиям, находящимся в отдаленных или труднодоступных местностях, не относятся города, районные центры и поселки городского типа. При этом Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кабинет Министров РА 15 января 2001 года принял постановление о продлении до 1 января 2002 года срока освобождения от использования контрольно — кассовых машин организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин, и включил в перечень населенные пункты, через которые проходят автодороги в хорошем и удовлетворительном состоянии, и которые имеют регулярное автобусное сообщение, а именно:

в Гиагинском районе: хутора Екатериновский, Днепровский, Тамбовский, Садовый.

В Кошехабльском районе: хутор Политотдел, поселок Комсомольский, хутора: Красный Фарс, Игнатьевский, аул Егерухай, хутора: Шелковниково, Набережный и Отрадный.

В Красногвардейском районе: хутор Чумаков, аул Джамбичи, хутор Саратовский, села: Еленовское и Штурбино; аулы Уляп и Бжедугхабль; село Новосевастопольское.

В Майкопском районе: хутор Трехречный, село Хамышки; хутора: Гражданский, Коминтерн, Ткачев и Вольный; станицы: Севастопольская и Новосвободная; хутора: Веселый и Шевченко.

В Тахтамукайском районе: аулы Ново — Бжегокай, Хаштук, Козет, Псейтук, Натухай и поселок Прикубанский.

В Теучежском районе: аул Тугургой, хутор Казазово, аул Вочепший, хутор Ново — Вочепший; аулы Нешукай и Джиджихабль, хутор Городской, аулы Кунчукохабль и Тлюстенхабль.

В Шовгеновском районе хутора: Свободный труд, Дорошенко, Веселый, Орехов, Мамацев, Тихонов, Чкалов.

В городе Майкопе: поселок Родниковый и Северный.

В соответствии со ст. 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы гражданским законодательством, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Нормативным правовым актом, которым утвержден Перечень отдаленных местностей на территории РФ, является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», Республика Адыгея не включена в Перечень отдаленных местностей Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств, прокурор просит:

1. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействительной и не порождающей правовых последствий со дня ее издания части 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 января 2001 года N 18 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея».

2. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания постановление Кабинета Министров Республики Адыгея N 243 от 26 июля 1999 года «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» с изменениями от 15 января 2001 года N 18 в части включения в перечень труднодоступных и отдаленных указанных выше населенных пунктов, через которые проходят автомобильные дороги, и имеющие постоянное автобусное сообщение.

В судебном заседании прокурор Шанин И.Б. заявление поддержал в полном объеме.

Представители заинтересованного лица — Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея Котляров В.Н. и Казакова З.Х. поддержали заявление прокурора и просили его удовлетворить. При этом сослались на то, что Кабинет Министров, Республики Адыгея неправомерно включил в число труднодоступных и отдаленных местностей населенные пункта республики, которые компактно расположены на территории Адыгеи и имеющие постоянное автобусное (дорожное) сообщение. Причем в настоящее время ввиду усиления государственного контроля за реализацией подакцизных товаров, применение контрольно — кассовых машин необходимо.

Представитель Кабинета Министров Республики Адыгея Китариев З.И. заявление прокурора признал лишь в части исключения из перечня труднодоступных и отдаленных, поселка городского типа — Тлюстенхабль, а в остальных требованиях просил отказать прокурору за их необоснованностью. При этом пояснил, что обязательным применением контрольно — кассовых машин на предприятиях торговли в населенных пунктах, которые правительством Адыгеи отнесены к труднодоступным, отдаленным и малочисленным, потребительской кооперации республики будет нанесен непоправимый ущерб, принимая во внимание, что товарооборот в них хотя и мал, но нужды проживающего там населения в основном удовлетворяются потребкооперацией. Кроме того, стоимость контрольно — кассовых машин очень велика.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации N 5215-1 от 18 июня 1993 года «О применении контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее — предприятия) с обязательным применением контрольно — кассовых машин. Правительство Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятии, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин.

Согласно пункту 16 Правил розничной торговли алкогольной продукции на территории Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 867 продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно — кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

Как указано в разделе 2 Перечня местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий, в редакции Постановления Правительства РФ от 20.02.95 N 154 отдаленной местностью, в которой служба в выслугу лет засчитывается на льготных условиях, в Северо — Кавказском регионе является лишь Октябрьский район Республики Калмыкия.

Постановлением Правительства РФ N 917 от 2 декабря 2000 года «О внесении изменений и дополнений в перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин. Перечень, который был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года за N 745 изложен в новой редакции. В соответствии с пунктом 3 в Перечень (в новой редакции) включены организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 Распоряжения Кабинета Министров РА N 333-р от 16.12.98, комиссия по определению организаций, предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях Республики Адыгея, в которых разрешается осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин (л.д. 17-оборот) обязана была внести на рассмотрение Кабинета Министров Республики Адыгея проект постановления Кабинета Министров Республики Адыгея «Об утверждении перечня организаций, предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях Республики Адыгея, в которых разрешается осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин».

Однако до настоящего времени такой проект не разработан и по Республике Адыгея не утвержден в установленном законодательством порядке органом государственной власти Республики Адыгея.

Кабинетом Министров Республики Адыгея было принято постановление N 243 от 26 июля 1999 года, которым было решено:

1. Освободить на срок до 1 января 2001 года предприятия, учреждения, организации, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также физических лиц — предпринимателей (далее предприятия) в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах согласно прилагаемому перечню от применения контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

2. Предприятиям, указанным в пункте 1 настоящего постановления, при осуществлении торговли подакцизными товарами применять контрольно — кассовые машины при реализации всего ассортимента товаров, имеющихся в продаже.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственную инспекцию по Республике Адыгея и Комитет Республики Адыгея по торговле.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

В приложении к этому постановлению был указан перечень населенных пунктов, которые в нарушение федерального законодательства и при отсутствии законодательного регулирования Республики Адыгея по этому вопросу были отнесены к труднодоступным, малонаселенным и отдаленным, торговля подакцизными и другими товарами в которых разрешалась без использования контрольно — кассовых машин, и к таким населенным пунктам были отнесены поселки, аулы, хутора, села Республики Адыгея в количестве 81, хотя ввиду общеизвестных обстоятельств, подавляющее число этих населенных пунктов расположено буквально на оживленных автомагистралях федерального и республиканского значения, также многие из них находятся в непосредственной близости от столицы Адыгеи Майкопа (поселки Северный и Родниковый вообще расположены в черте города Майкопа, районных центров и в непосредственной близости от городов и других населенных пунктов Краснодарского края, имеющих с ними круглосуточное сообщение, а Тлюстенхабль отнесен к поселку городского типа.

Принимая постановление N 18 от 15 января 2001 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» Кабинет Министров решил:

1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» следующие изменения:

в пункте 1 заменить слова «на срок до 1 января 2001 года» на слова «на срок до 1 января 2002 года»;

пункт 2 исключить.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Однако не учтено при этом совершенно, что Перечень отдаленных или труднодоступных местностей должен быть определен органом государственной власти Республики Адыгея в установленном для этого порядке, как это предписано пунктом 3 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации за N 917 от 2 декабря 2000 года.

Как установлено статьей 15 Закона Республики Адыгея N 92 от 9 октября 1998 года «О нормативных и иных правовых актах», постановления, распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея — это акты, имеющие нормативный характер, принимаемые в пределах его компетенции на основе и во исполнение Конституции Республики Адыгея и Конституции Российской Федерации, законов Республики Адыгея и федеральных законов, решений Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея, указов и распоряжений Президента Республики Адыгея, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея.

Акты, имеющие нормативный характер, как правило, издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Принимая постановление N 18 от 15.01.2001 по внесению изменений в пункт 1 ранее принятого им постановления N 243 от 26.07.99 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» на срок до 1 января 2002 года предприятий в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Адыгеи, Кабинет Министров Республики Адыгея, не разработав и не приняв в установленном законом порядке и не утвердив Перечня таких населенных пунктов, и исключив пункт 2 из постановления N 243 от 26.07.99, которым было предложено предприятиям, указанным в пункте 1 того же постановления при осуществлении торговли подакцизными товарами применять контрольно — кассовые машины при реализации всего ассортимента товаров, находящихся в продаже, издал в этой части постановление в противоречие с федеральным законодательством, проанализированном выше.

Как установлено ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

А так как абзац 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 18 от 15 января 2001 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» и приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея N 243 от 26 июля 1999 года в части включения в перечень труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Адыгея, указанных в заявлении прокурора изданы в противоречие с федеральным законодательством, эти положения подлежат признанию недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ст. ст. 239-1 — 239-7, 191 — 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Адыгея

решил:

1. Заявление заместителя прокурора Республики Адыгея от 11 апреля 2001 года удовлетворить в полном объеме.

2. Абзац 3 (третий) пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 18 от 15 января 2001 года «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июля 1999 года N 243 «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» с указанием об исключении из него пункта 2 признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

3. Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея N 243 от 26 июля 1999 года «Об освобождении от использования контрольно — кассовых машин в Отдаленных, малочисленных и труднодоступных населенных пунктах Республики Адыгея» в части включения в него в качестве отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Адыгея:

в Гиагинском районе: хутора Екатериновский, Днепровский, Тамбовский, Садовый.

В Кошехабльском районе: хутор Политотдел; поселок Комсомольский; хутора: Красный фарс; Игнатьевский; аул Егерухай; хутора: Шелковниково, Набережный и Отрадный.

В Красногвардейском районе: хутор Чумаков: аул Джамбичи; хутор Саратовский; села: Еленовское и Штурбино; аулы Уляп и Бжедугхабль; село Новосевастопольское.

В Майкопском районе: хутор Трехречный, село Хамышки; хутора: Гражданский, Коминтерн, Ткачев и Вольный; станицы: Севастопольская и Новосвободная; хутора: Веселый и Шевченко.

В Тахтамукайском районе: аулы Ново — Бжегокай, Хаштук, Козет, Псейтук, Натухай и поселок Прикубанский.

В Теучежском районе: аул Тугургой, хутор Казазово, аул Вочепший, хутор Ново — Вочепший; аулы Нешукай и Джиджихабль, хутор Городской, аулы Кунчукохабль и Тлюстенхабль.

В Шовгеновском районе хутора: Свободный Труд, Дорошенко, Веселый, Орехов, Мамацев, Тихонов, Чкалов.

В городе Майкопе: поселок Родниковый и Северный —

признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания.

В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о состоявшемся решении подлежит опубликованию в газете «Советская Адыгея» в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения через Верховный Суд Республики Адыгея.

Судья Верховного Суда
Республики Адыгея
В.МИТУСОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *