Исковые требования о взыскании неполученной субсидии удовлетворены правомерно, так как субъект РФ, приняв программу по социальному развитию села, взял на себя обязательство по предоставлению средств на приобретение жилья в сельской местности для молодых семей из регионального бюджета.

Кассационное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.09.2010 по делу N 33-599/10

Судья Сыч О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Чепурова В.В.,

судей: Болатчиевой А.А., Дзыба З.И.

при секретаре: Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.М. к Министерству сельского хозяйства КЧР о взыскании неполученной субсидии и компенсации морального вреда по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 13 августа 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения представителя министерства сельского хозяйства КЧР К. в поддержку доводов кассационной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Г.А.М. обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства КЧР о взыскании неполученной субсидии и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что она являлась участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ 3 декабря 2002 года N 858. Согласно данной программы она имеющая молодую семью и являющаяся молодым специалистом обладала правом улучшения жилищных условий, путем получения безвозмездной субсидии в размере 30% от стоимости жилья из средств федерального бюджета и 40% из средств бюджета КЧР. Все необходимые документы были ею предоставлены и получено соответствующее свидетельство. В 2007 году ею было получено за счет средств федерального бюджета рублей, а субсидия из средств республиканского бюджета в размере р. не была представлена. Со ссылками на положения Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» истица просила взыскать с Министерства сельского хозяйства КЧР невыплаченную субсидию в размере руб. и компенсацию морального вреда в размере руб.

Представители истца Г.А.Р. и С. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить.

Ответчик — Министерство сельского хозяйства КЧР просило отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что при оформлении документов на получение субсидии истице было известно, что средства в республиканском бюджете для получения субсидии отсутствуют.

Третьи лица без самостоятельных требований Министерство финансов КЧР и Казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» также просили отказать в удовлетворении требований Г.А.М.

Решением Черкесского городского суда от 13 августа 2010 года исковые требования Г.А.М. были удовлетворены, суд взыскал с Министерства сельского хозяйства КЧР за счет средств казны Российской Федерации неполученную субсидию в размере рублей и государственную пошлину в размере рублей.

В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства КЧР просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. В обоснование жалобы указывает, что истицей приобретено жилье, общая площадь которого превышает норму предоставления на кв. м.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее Федеральная программа) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858. Пунктом 4 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2010 года, предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.

Судом первой инстанции установлено, что Программа, утвержденная Законом КЧР от 21 июня 2007 года N 45-РЗ» О республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» (действовавшим на момент возникновения спорный правоотношений), разработана и принята во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 12 раздела III Федеральной программы предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут обеспечивать финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и разрабатывать меры по привлечению средств внебюджетных источников.

Государственным заказчиком — координатором Программы утверждено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов согласно приложениям 1 и 2 к Программе.

Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к Программе). Согласно пункту 19 указанных Правил ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий возлагается на уполномоченные органы.

На основании решения Совета Псыжского сельского поселения Прикубанского района N 17 от 01 декабря 2006 года «О признании гражданки Г.А.М., проживающей по адресу: нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь», Г.А.М. была поставлена в очередь для улучшения жилищных условий и получения субсидии на приобретение жилого дома.

Согласно заявления от 10 июля 2007 года на имя Министра сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Г.А.М. выразила желание участвовать в программе «Социальное развитие села 2010 года».

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Г.А.М. были представлены все необходимые документы для участия в программе «Социальное развитие села 2010 года». Кроме того, Министерством сельского хозяйства КЧР ей было выдано свидетельство N … о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому она является участником программы «Социальное развитие села 2010 года». Истице были предоставлены денежные средства в размере рублей, что составляет 30% стоимости жилья, выделенных из федерального бюджета.

Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел в правильному выводу о том, что Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приняв программу «Социальное развитие села до 2010 года» взяло на себя обязательство и ответственность за исполнение данного мероприятия по предоставлению средств на приобретение жилья в сельской местности для молодых семей и молодых специалистов из республиканского бюджета. При таких обстоятельствах, органы исполнительной власти субъекта РФ не могут быть освобождены от обязанности по финансированию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и разрабатывать меры по привлечению средств внебюджетных источников.

Из договора купли-продажи от 23 сентября 2007 года следует, что долю домовладения, расположенного в Г.А.М. приобрела за рублей. 18 октября 2007 года к указанному договору купли продажи, составлено дополнительное соглашение согласно которому стоимость 1/2 доли домовладения по вышеуказанному адресу составила рублей.

Г.А.М. сумма в размере рублей была перечислена за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, выделяемой по свидетельству о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, путем перечисления банком денежных средств с именного блокированного целевого счета Г.А.М. на счет продавца Г.С. Таким образом, сумма рублей, составляет 40% от территориальных бюджетов. При указанных обстоятельствах, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования Г.А.М. о взыскании с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики суммы рублей, что составляет 40% от территориальных бюджетов, подлежат удовлетворению.

Доводы кассационной жалобы о том, что истицей приобретена большая площадь, чем предусмотрено законом, коллегия находит несостоятельными, поскольку при предоставлении субсидии денежные средства были исчислены из расчета 72 кв. м. Таким образом, размер приобретенной жилой площади не отразился на сумме предоставляемой субсидии. Кроме того, предоставленные истицей правоустанавливающие документы на приобретенное жилье ответчиком проверялись перед выдачей свидетельства N … о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Обсуждая доводы кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были затронуты интересы казны Российской Федерации, коллегия приходит к выводу о том, что они заслуживают внимания.

Так, Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъект Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну субъектов Российской Федерации, в том числе республик в составе Российской Федерации. Названная норма включает в казну, как бюджетные средства, так и иное имущество, средства бюджета являются лишь частью казны. Следовательно, объекты взыскания по долгам государства не зависят от того, отражены ли в бюджете соответствующие долги.

С учетом вышеуказанных положений ГК РФ обязанность по выплате неполученной субсидии должна была быть возложена на казну КЧР.

В остальной части при разрешении спора суд первой инстанций правильно применил нормы права, материалы дела исследовали полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана правовая оценка, изложенные в обжалуемом акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

На основании изложенного и руководствуясь абз. 4 ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362, абз. 2 ст. 363 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Черкесского городского суда от 13 августа 2010 года изменить в части взыскания неполученной субсидии за счет средств казны Российской Федерации, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Взыскать в пользу Г.А.М., с Министерства сельского хозяйства КЧР за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики неполученную субсидию в размере рублей и государственную пошлину в размере рублей.

В остальной части решение Черкесского городского суда от 13 августа 2010 года оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *