Иск о признании бездействия, выразившегося в необорудовании здания школы техническими средствами охранной защиты, обязании оборудовать школу техническими средствами охранной защиты удовлетворен правомерно, так как администрация муниципального образования, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 26.08.2014 по делу N 33-2828/2014г.

Судья Кузьмин С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года, которым суд решил:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова в части необорудования здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частных охранных предприятий незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова оборудовать здание Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав прокурора Николаеву Н.А. полагавшую, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район», МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова о признании бездействия, выразившегося в необорудовании здания школы техническими средствами охранной защиты, обязании оборудовать школу техническими средствами охранной защиты.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки антитеррористической защищенности МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова выявлено, что отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами ЧОП.

Имеющиеся недостатки по исполнению требований норм антитеррористического законодательства влекут нарушение прав, свобод и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

Просит признать бездействие МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район», МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова в части необорудования здания МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, незаконным, обязать МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования администрации МО «Чердаклинский район», МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова оборудовать здание МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе руководитель Управления образования МО «Чердаклинский район» Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе N 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» не указаны. Охрана образовательных учреждений силами охранных предприятий в приказе не упоминается.

Письма Министерства образования и науки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году», «О методических рекомендациях», и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагают каких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организации охраны на органы местного самоуправления.

Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными актами.

Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

В возражениях на апелляционную жалобу, участвующий в рассмотрении дела помощник прокурора Чердаклинского района Ульяновской области полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, кнопка экстренного вызова полиции, охрана учреждения не организована.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции, а также факт отсутствия организации охраны учреждения ответчиками не оспаривается.

Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Так, приказом от 11 ноября 2009 года N 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 гг., из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебном процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Принимая во внимание указанные выше акты и учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны, системы видеонаблюдения и тревожной кнопки способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в школе системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции и организации охраны службами охранного предприятия.

Доводы жалобы, суть которых сводится к необоснованному возложению на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области указанной выше обязанности, судебная коллегия находит несостоятельным.

Согласно Уставу МКОУ Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова учредителем школы является администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области. Школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Чердаклинский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *