Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 12.08.2014 по делу N 33-2668/2014г

Судья Дворцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2014 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Ю.О., к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Ю.О. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Ю.О. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в селе А*** Сенгилеевского района Ульяновской области.

В удовлетворении иска Прокурора района Сенгилеевского района Ульяновской области к Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Ю.О., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Ю.О., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ю.О. решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от *** 1997 лишена родительских прав, отец умер *** 1993. Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от *** 2013 Ю.О. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. В настоящее время Ю.О. проживает по адресу: <…>, в доме сожителя. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Ю.О. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Ю.О. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением детей-сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в Список детей-сирот включено около 791 человека, которые наравне с истицей имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, ввиду чего предоставление истице помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

В возражениях на жалобу прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу ответчика — без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие Ю.О., Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Ю.О. года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать Ю.О. — Ю.Г.(Р.Г.) решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от *** 1997 лишена родительских прав, отец Ю*** умер *** 1993.

Ю.О. воспитывалась в областном Доме детства, Барановской специализированной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья, а с *** 1997 обучалась в ПТУ *** г. Новоульяновска.

После окончания Ю.О. переехала жить в с. А*** Сенгилеевского района Ульяновской области, в настоящее время Ю.О. проживает по адресу: <…>, в доме сожителя, своего жилья не имеет.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2013 года признано незаконным решение комиссии Министерства образования Ульяновской области об отказе во включении Ю.О. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Ульяновской области.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от *** 2013 Ю.О. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку жилое помещение Ю.О. не предоставлено, прокурор, действующий в ее интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, с учетом вступившего в законную силу судебного решения от 26.08.2013, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора, обязав уполномоченный государственный орган на территории Ульяновской области по обеспечению специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Ю.О. жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *