Факт включения гражданина в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в нарушение установленного порядка, сам по себе не может служить основанием для удовлетворения требований об обеспечении его специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 12.08.2014 по делу N 33-2686/2014

Судья Дворцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. и апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 апреля 2014 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах К. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истицы К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А. поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах К. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что К., *** года рождения, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья. Действующим законодательством предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. У К. возникло право на получение вне очереди жилого помещения.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению К., *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать ответчиков обеспечить К. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе К. просит решение суда отменить, удовлетворить требования о предоставлении ей жилья, ссылаясь, что на период летних каникул ее из общежития, которое ей предоставлено в связи с обучением, выселяют.

В апелляционном представлении прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска просит решение суда отменить и удовлетворить требования прокурора, ссылаясь на аналогичные доводы, указанные в исковом заявлении. Суд неправильно применил норму материального права, указав, что возникновение права на получение жилья с учетом специальных норм ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ связано с окончанием пребывания истицы в образовательном учреждении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что истица, *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истица 02.04.2013 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. До дня рассмотрения дела жилое помещение истице не предоставлено.

Разрешая спор и отклоняя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К. зарегистрирована по адресу <…> *** кв. *** где она является нанимателем, по норме обеспечена, доказательств невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не представлено.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее — Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением правительства Ульяновской области N 96-П от 25.03.2013 г. утвержден «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».

Согласно положениям которого, для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенок-сирота лично или его законный представитель представляет в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, заявление с приложением документов, подтверждающих факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Как следует из материалов дела, К. на момент постановки на учет и рассмотрения дела в суде первой инстанции зарегистрирована в трехкомнатной квартире площадью 60 кв. м, в ней так же зарегистрирован отец истицы.

Ссылка в апелляционном представлении прокурора, что постановлением главы администрации МО «Вешкаймский район» признано утратившим постановление главы администрации о сохранении право пользование жилым помещением истицы по адресу <…> не может являться подтверждением того обстоятельства, что истица не может проживать в данном помещении. Ее право на пользование жилой площадью никем не оспорено. Соответствующего решения комиссии об установлении факта невозможности проживания истицы в ранее занимаемом жилом помещении не имеется.

Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Он состоит из жилищного фонда социального использования, индивидуального жилищного фонда, жилищного фонда коммерческого использования, а также специализированного жилищного фонда.

Довод апелляционного представления о том, что истица зарегистрирована в данной квартире на основании договора коммерческого, а не социального найма, материалами дела не подтверждается.

Таким образом, право на жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения у истицы могло возникнуть при установлении в определенном законом порядке факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Следовательно, факт включения истицы в список детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сделанный в нарушение установленного порядка, сам по себе не может служить основанием для удовлетворения требований прокурора по обеспечению К. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

При установлении факта невозможности проживания К. в ранее занимаемом жилом помещении в установленном законом порядке, истица не лишена возможности обращения с требованием о предоставлении ей специализированного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не подлежит.

Судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения вывод о том, что «возникновение права на получение жилья с учетом специальных норм ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении», поскольку данный вывод не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. и апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска — без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части решения вывод о том, что «возникновение права на получение жилья с учетом специальных норм ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ связно с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *