Исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения удовлетворены правомерно, так как отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 12.08.2014 по делу N 33-2693/2014г.

Судья Матвеева Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2014 года, по которому постановлено:

Иск Прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах С.Н., к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению С.Н. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить С.Н. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске.

В удовлетворении иска Прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах С.Н., к Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения С.Н., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах С.Н., <…> г.р., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что по факту обращения С.Н. с заявлением о нарушении ее жилищных прав и о невозможности в настоящее время получить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка. В ходе которой установлено, что С.Н., <…> г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С.И. и С.Д. в соответствии с решением Ульяновского районного суда от 15.10.2001 (решение вступило в законную силу 25.10.2001) лишены в отношении С.Н. родительских прав. Зарегистрирована С.Н. по адресу: <…>. Факт невозможности проживания С.Н. в указанном жилом помещении установлен 11.07.2013 комиссией по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

05.07.2009 С.Н. достигла совершеннолетия. 11.07.2013 включена в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск». До сегодняшнего дня благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению С.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить С.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что не оспаривает право истицы на обеспечение специализированным жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области N 53-ЗО от 06.05.2006 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» согласно очередности исходя из даты постановки ее на учет. Однако жилое помещение ей не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. При этом выделяемых средств недостаточно для приобретения квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах С.Н., не установлено.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее — Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *