Иск о возложении обязанности организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества удовлетворен в части требований правомерно, так как установлено, что питьевая вода, подаваемая населению, не соответствует правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 11.02.2014 по делу N 33-424/2014

Судья: Трубачева И.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Тютькиной З.А. и Бабойдо И.А.,

при секретаре Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2013 года, по которому постановлено:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области об обязании организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества, обязании довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области организовать водоснабжение населения с. Вышки Ульяновского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества, а именно: питьевой водой, удовлетворяющей требованиям СанПиН 2.14.4.1074-2001 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения Контроль качества».

Обязать Муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации — газеты в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В иске к обществу с ограниченной ответственностью «Кооператив «Курортный» отказать.

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области — И., представителя ООО «Кооператив «Курортный» — К., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области обратилось в суд с иском к МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о возложении обязанности организовать водоснабжение населения питьевой водой надлежащего качества, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

Требования мотивированы тем, что граждане с. Вышки Ульяновского района Ульяновской области, являющиеся потребителями услуг по водоснабжению, вынуждены обращаться с жалобами по вопросу частого отсутствия питьевой воды в летний период. При подаче воды ее качество не соответствует установленным нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не организовала в границах поселения представление населению с. Вышки Ульяновского района Ульяновской области оказание услуг по водоснабжению надлежащего качества, не определила организацию, которая может оказывать услуги по водоснабжению населения.

Истец просил суд обязать ответчика организовать водоснабжение населения с. Вышки Ульяновского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества, удовлетворяющей требованиям СанПиН 2.14.4.1074-2001 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения Контроль качества»; обязать ответчика довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации — газеты в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «Кооператив «Курортный», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — МУ администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить в части удовлетворения требований истца к МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, а именно ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 3, 38, 60 ГПК РФ, ст. ст. 6, 23, 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Полагает, что МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку объекты водоснабжения и водопроводных сетей с. Вышки являются собственностью ООО «Кооператив «Курортный». Фактически решением суда на администрацию возложены обязанности, ведущие к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность ООО «Кооператив «Курортный».

Считает, что представленные суду документы по отбору проб воды в с. Вышки составлены с нарушением требований действующего законодательства, поскольку проводились без участия и без уведомления представителей администрации, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу.

У суда отсутствовали основания сделать вывод о бездействии администрации в вопросе по обеспечению водоснабжения населения, поскольку органами местного самоуправления осуществляется работа по разработке схем водоснабжения и водоотведения в рамках возложенных на них полномочий.

Судом не дана оценка представленным в материалы дела квитанциям об оплате населением услуг по водоснабжению в ООО «Кооператив «Курортный».

В возражениях относительно апелляционной жалобы ООО «Кооператив «Курортный», Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции представители МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, МУ администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия с учетом положений ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.

Судом исследованы все представленные и добытые доказательства, дана оценка всем доводам участвующих в деле лиц, в решении приведены положения правовых норм, на основании которых сделан вывод по делу.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от 23 мая 2006 года N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 6 Правил установлено, что холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (Приказ от 30 декабря 1999 N 168).

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Несоответствие питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» подтверждается материалами дела.

По делу установлено, что питьевая вода, подаваемая населению в дома из водопроводных кранов с. Вышки ***, из водоразборных колонок по ул. *** с. Вышки, не соответствует правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» (п. 3) по санитарно-химическим показателям (мутность, содержание железа); пробы воды питьевой, отобранные из водопроводных кранов с. Вышки ***, из водоразборных колонок по улицам ***, с. Вышки, не соответствуют требованиям вышеуказанного СанПиН 2.1.4.1074-01 (п. 3) по микробиологическим показателям (ОКБ).

Повышенное содержание железа в воде придает неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает вкус воды, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорение, высокое содержание железа в воде способно вызвать в организме человека нарушения и патологии, мутность воды и несоответствие микробиологических показателей СанПиН 2.1.4.1074-01 также способствует развитию патологии в организме человека.

Непринятие мер по улучшению качества воды ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан.

Принимая решение о возложении на Муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области обязанности организовать водоснабжение населения с. Вышки Ульяновского района Ульяновской области питьевой водой надлежащего качества, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Довод апелляционной жалобы о том, что отбор проб для определения качества питьевой воды производился в отсутствии представителя МУ администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района, судебной коллегией отклоняется, поскольку данное обстоятельство на достоверность результатов проведенной на основании данных проб санитарно-эпидемиологической экспертизы не влияет.

Отбор проб питьевой воды производился из распределительной сети с. Вышки в присутствии жителей с. Вышки по распоряжению Роспотребнадзора по Ульяновской области на основании жалоб жителей поселка.

Довод заявителя о том, что администрация МО «Ундоровское сельское поселение» не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным как основанный на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Обеспечение подачи воды в границах поселения в соответствии с гигиеническими нормативами должно быть организовано органом местного самоуправления, то есть администрацией поселения независимо от того, передавались или не передавались в установленном порядке в собственность администрации водные объекты, из которых производится подача населению питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд.

То обстоятельство, что водопровод, из которого поступает холодная вода в квартиры и жилые дома граждан, числится на балансе ООО «Кооператив «Курортный», не свидетельствует само по себе о том, что указанная организация должна нести ответственность за предоставление услуг по водоснабжению ненадлежащего качества, поскольку сам водопровод, каптажи используется для обеспечения технических нужд ООО «Кооператив «Курортный», а не для обеспечения нужд населения.

Администрацией МО «Ундоровское сельское поселение» не представлено доказательств того, что между ООО «Кооператив «Курортный» и администрацией заключен договор о предоставлении услуг по водоснабжению жителям домов по вышеуказанным улицам, или индивидуальные договоры между собственником водопровода и потребителями технической воды.

При указанных обстоятельствах оснований для признания ООО «Кооператив «Курортный» надлежащим ответчиком, то есть лицом, ответственным за нарушение договорных обязательств, применительно к положениям Закона РФ «О защите прав потребителей» у суда первой инстанции не имелось.

Выводы суда мотивированы, соответствует собранным по делу доказательствам, материальный закон применен правильно.

Доводы жалобы о том, что органами местного самоуправления осуществляется работа по разработке схем водоснабжения и водоотведения в рамках возложенных на них полномочий, не опровергают правильности выводов, изложенных в решении суда. Принимаемые местной администрацией меры не обеспечивают бесперебойного круглосуточного водоснабжения населения поселка питьевой водой, что свидетельствует о недостаточности проводимых органом местного самоуправления мероприятий.

Ссылка заявителя на имеющиеся в материалах дела квитанциях о внесении физическими лицами платы за воду в кассу ООО «Кооператив «Курортный» не являются бесспорным доказательством того, что данное предприятие является ресурсоснабжающей организацией.

Из пояснений представителя ООО «Кооператив «Курортный» в суде апелляционной инстанции следует, что гражданами с. Вышки в кассу предприятия добровольно вносились денежные средства, предназначенные для ремонта водопровода.

Заявителем апелляционной жалобы доказательств, опровергающих указанные доводы, суду не представлены.

Кроме того, из материалов дела следует, что большинство населения с. Вышки самостоятельно подключились к водопроводу, принадлежащему кооперативу, самовольно используют добываемую им воду в своих личных целях: для полива огородов, мойки автомобилей и прочего. Договоры с гражданами на водоснабжение ООО «Кооператив «Курортный» не заключало, тарифов не устанавливало.

Также необоснованным является довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений ст. 3 ГПК РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области вправе обращаться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *