Исковые требования о признании права на присвоение звания Ветеран труда, признании незаконным решения об отказе в его присвоении, обязании выдать соответствующее удостоверение удовлетворены правомерно, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания Ветеран труда истец имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, что в совокупности дает право на присвоение ему звания Ветеран труда.

Апелляционное определение Тульского областного суда от 17.07.2014 по делу N 33-1909

судья Якушева С.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Гавриловой Е.В.,

судей Алдошиной В.В., Луниной Т.Д.,

при секретаре М.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 15 апреля 2014 года по иску М.Т. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда».

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

М.Т. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований указала, что имеет общий трудовой стаж более 30 лет, дающий ей право на пенсионное обеспечение. В период трудовой деятельности была награжден Почетной грамотой Министерства обороны Российской Федерации.

М.Т. обратилась в Министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» и в предоставлении государственной услуги — выдаче удостоверения «Ветеран труда», в связи с тем, что «Почетная грамота» не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, так как вручена не по приказу Министра обороны, и не соответствует описанию Почетной грамоты, утвержденному Приказом Министерства обороны РФ «О грамотах Министерства обороны Российской Федерации».

С отказом в присвоении звания «Ветеран труда» она не согласна, считая его необоснованным и неправомерным, так как она более 30 лет непрерывно работал на оборонном предприятии страны, не имеет ни одного дисциплинарного взыскания, в связи с этим имеет право на присвоение звания «Ветерана труда».

Просила признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 21 февраля 2013 об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран труда», обязать ответчика выдать удостоверение «Ветерана труда», как лицу, имеющему трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение, и награжденному Почетной грамотой Министерства обороны Российской Федерации, являющейся ведомственной наградой, признать право на присвоение звания «Ветеран труда».

Истец М.Т. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца по доверенности П. в судебном заседании исковые требования М.Т. поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Б. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 15 апреля 2014 года исковые требования М.Т. удовлетворены.

Суд признал незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Тульской области об отказе в присвоении М.Т. звания «Ветеран труда», признал за М.Т. право на присвоение звания «Ветеран труда», обязал государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать М.Т. удостоверение «Ветеран труда».

В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Тульской области Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения г. Тулы» просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты Тульской области, согласно доверенности Б., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца, согласно устного заявления П., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что М.Т. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости.

Согласно справке ОАО <…>» от ДД.ММ.ГГГГ N М.Т. работает сварщиком арматурных сеток и каркасов 3 разряда, ее общий трудовой стаж составляет 39 лет 9 месяцев.

На основании совместного решения начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ и Президиума ЦК профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций РФ N года М.Т. награжден Почетной грамотой за большой вклад в дело укрепления строительного комплекса Министерства обороны РФ и в ознаменование праздника «День строителя». На основании данного решения было награждено, кроме истца, еще 10 сотрудников ООО «УКЖИ-480».

Вышеуказанная Почетная грамота подписана совместно председателем профсоюза трудящихся ВССО РФ <…>. и начальником службы РиО МО РФ — генералом армии <…> данные подписи скреплены соответствующими печатями.

М.Т. обратилась в Министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Письмом Министерства труда и социальной защиты Тульской области принято решение N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в присвоении истице звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота, врученная М.Т., не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, так как вручена не по приказу Министра обороны, и не соответствует описанию Почетной грамоты,» утвержденному Приказом Министерства обороны РФ «О грамотах Министерства обороны Российской Федерации».

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года N 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу п. п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года N 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно п. 2 постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года N 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда» выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

Из материалов дела видно, что М.Т. награждена Почетной грамотой, подписанной совместно председателем профсоюза трудящихся и начальником службы РиО (служба расквартирования и обустройства) МО РФ за большой вклад в дело укрепления строительного комплекса Министерства обороны РФ и в ознаменование праздника «День строителя».

Согласно частям 1, 5 ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны. Министерство обороны является центральным органом военного управления и состоит из центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру.

Приказом Министра обороны РФ от 30.11.2006 года N 510 утверждена Почетная грамота для награждения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе федеральных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации. Также данным приказом утверждено Положение о Почетной грамоте, образцы и описания Почетной грамоты.

Ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

В соответствии с п. 1 Положения о Почетной грамоте, являющегося приложением N 3 к настоящему Приказу, почетная грамота является ведомственной наградой.

Как указано в п. 2 Положения Почетной грамотой награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

Согласно п. 5 Положения о Почетной грамоте, решение о награждении Почетной грамотой принимается в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ — Министром обороны РФ, заместителями Министра обороны РФ, начальниками служб Министерства обороны РФ, главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ и командующими родами войск Вооруженных Сил РФ на основании ходатайств непосредственных командиров (начальников), поданных в установленном порядке.

Анализ установленных по делу обстоятельств позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что на момент награждения М.Т. вышеуказанной Почетной грамотой действовало Положение, согласно которому решение о награждении Почетной грамотой принималось, в том числе, и начальниками служб Министерства обороны РФ. В данном случае истица была награждена Почетной грамотой на основании решения начальника службы Министерства обороны, что не противоречит действующему на тот период времени Положению о Почетной грамоте.

Приказом Министра обороны РФ от 08.05.2009 года N 349 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.11.2006 года N 510» внесены изменения, в том числе и в п. 5 Положения, согласно которым награждение Почетной грамотой производится приказом Министра обороны РФ по ходатайству непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке.

Вышеуказанные изменения в Положение о Почетной грамоте утверждены после награждения Почетной грамотой истца за подписью начальника службы РиОМО РФ, следовательно, не могут распространяться на требования к Почетной грамоте, выданной М.Т. в 2007 году.

Проверяя обоснованность доводов представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области о том, что представленная истцом Почетная грамота не соответствует образцу и описанию Почетной грамоты, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.11.2006 года N 510, в том числе, и в редакции, действовавшей и на момент награждения истца, суд верно указал, что поскольку Приказ N 510 от 30.11.2006 г. был опубликован в октябре 2007 года, тогда как, М.Т. была награждена Почетной грамотой ранее, а потому бланк соответствующего образца и описания Почетной грамоты, содержащийся в Приказе N 510, мог не соответствовать установленным образцам.

Таким образом, вывод суда о том, что по сущностным признакам Почетная грамота за подписью начальника службы МО и председателя профсоюза работников ВССО РФ, которой награждена истица, может быть признана ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присвоена за заслуги и достижения в труде, за внесенный вклад по укреплению строительного комплекса МО РФ и в ознаменование праздника правомерен.

Согласно письму Министерства труда и социального развития в РФ от 15.09.1997 г. N 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветрена труда», к ведомственным знакам отличия в труда следует относить, в том числе, и почетные грамоты, если награждение производилось от имени правительства и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе, совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Анализируя указанные нормы права, суд верно указал, что для признания знака отличия в труде ведомственным необходимо, чтобы награждение данным знаком производилось от имени министерств и ведомств. Кроме того, Федеральный закон «О ветеранах» в качестве основания для признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно — наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, а также наличие соответствующего стажа.

Разрешая заявлены требования, суд счел, что имеется наличие совокупности всех названных условий, являющихся юридически значимыми и позволяющими высказать суждение о наличии у М.Т. права на присвоение звание «Ветеран труда, а именно: награждение истца ведомственным знаком отличия в труде (почетной грамотой), наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, цель такого награждения, связана с плодотворной работой в системе Министерства обороны РФ, награждение производилось от имени федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего государственное управление в области обороны — Министерство обороны, при этом имеется ссылка на решение этого федерального органа с датой, номером данного акта.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что М.Т. на момент обращения в орган социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При изложенных обстоятельствах и требованиях закона, по мнению судебной коллегии, при рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено. В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. С учетом изложенного выше, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно сослался на письмо Министерства труда и социального развития в РФ от 15.09.1997 г. N 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветрена труда», по мнению судебной коллегии необоснованный, поскольку данное письмо Министерства труда и социального развития является действующим. Последующее письмо Минтруда РФ N 5635-КС от 7 октября 1998 года было отменено, как не прошедшее регистрацию в Минюсте РФ.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в постановленном по делу решении. Эти доводы, как не опровергающие правильности выводов решения суда, не могут служить основанием для его отмены.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу «Министерства труда и социальной защиты Тульской области» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *