О признании недействующими части 1 и 2 статьи 11, пункта 7 части 1 статьи 12, абзаца 1 части 4 статьи 17, части 3 статьи 22 Устава муниципального образования муниципального района Сысольский.

Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 04.07.2006 по делу N 2-145/2006

Сысольский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Слободянюк Т.А.

при секретаре Черновой Т.В.,

с участием заместителя прокурора Осиповой Е.Л.,

представителя ответчика — Совета МР «Сысольский» (по доверенности) Беляева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Визинга Республики Коми

4 июля 2006 года дело по заявлению прокурора Сысольского района Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Устава МО МР «Сысольский»,

установил:

Прокурор Сысольского района обратился в суд с заявлением о признании положений Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.

В судебном заседании заместитель прокурора Осипова Е.Л. свои требования поддержала, уточнив, что прокурор обратился в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Противоречащими положениями Устава нарушены правовые основы местного самоуправления, то есть, нарушено, предусмотренное ст. ст. 32, 130 Конституции РФ, право граждан на осуществление местного самоуправления. Суду пояснила, что решением Совета МО «Сысольский район» от 14 декабря 2005 года N 23/177 был принят Устав муниципального образования муниципального района «Сысольский» в новой редакции, 27 декабря 2005 года он зарегистрирован в Министерстве юстиции, 17 января 2006 года опубликован в газете «Маяк Сысолы». Просит признать части 1 и 2 статьи 11, пункт 7 части 1 статьи 12, абзац 1 части 4 статьи 17, часть 3 статьи 22 Устава противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня опубликования (обнародования) Устава по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика — Совета МР «Сысольский» (по доверенности) Беляев А.Н. с требованиями не согласился. Суду пояснил, что прокурором не представлены доказательства того, что какие-либо права граждан нарушены. Указанные положения Устава не противоречат федеральному законодательству, поскольку федеральным законодательством не установлен срок для изменения и приведения в соответствие с законодательством положений Устава. Считает, что неполнота статей Устава или дублирование норм республиканского законодательства не является противоречием федеральному законодательству. Кроме того, в настоящее время ведется работа по приведению норм Устава в соответствие с Законами N 199-ФЗ и N 206-ФЗ. Просит в иске отказать в полном объеме.

Заслушав объяснения сторон, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Советом МО «Сысольский район» принято решение N 23/177 от 14 декабря 2005 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Сысольский район», согласно которому внесены изменения и дополнения в Устав путем изложения его в новой редакции. Согласно свидетельству о государственной регистрации Устава муниципального образования от 27 декабря 2005 года, Устав зарегистрирован в главном управлении Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу. В газете «Маяк Сысолы» от 17 января 2006 года N 4, 5 Устав муниципального образования муниципального района опубликован в полном объеме.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят: в том числе устав муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, в том числе Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны определяться уставом муниципального образования, предусмотрены ст. 44 названного закона, где указаны — перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Устава к вопросам местного значения муниципального района относятся 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; 4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; 5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; 6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 10) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти; 11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; 12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; 13) опека и попечительство; 14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий; 16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; 17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг; 18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора); 20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района; 21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района; 23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях; 24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Коми).

Частью 1 ст. 15 вышеназванного закона (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) определены вопросы местного значения муниципального района. В данной статье п. 10, согласно которому к вопросам местного значения относилась организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти, исключен. Пункт 19 данной статьи изложен в новой редакции, а именно: организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов. Перечень вопросов местного значения расширен и дополнен пунктами: 19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; 19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; 25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; частью 1.1, где указано, что органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района. Кроме того, ч. 3 ст. 15 изложена в новой редакции, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Таким образом, положения Устава, изложенные в ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Устава не соответствуют положениям, изложенным в ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона N 131-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 12 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают следующими полномочиями, в том числе по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования информации муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 17 названного закона, органы местного самоуправления муниципального района для решения вопросов местного значения обладают полномочием, в том числе и по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Таким образом, в Законе предусмотрен расширенный перечень информации, подлежащей опубликованию в средствах массовой информации, чем в Уставе, следовательно, п. 7 ст. 12 Устава не соответствует положениям п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона.

Согласно аб. 1 ч. 4 ст. 17 Устава условием для назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 17 Устава, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять 5 процентов подписей от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 6 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта РФ.

При этом ч. 2 ст. 28 Закона РК от 14 октября 2002 года N 86-РЗ установлено 5-процентное количество подписей от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме для назначения местного референдума.

Таким образом, устанавливая в Уставе количество подписей граждан, необходимых для назначения местного референдума, органы местного самоуправления превысили свои полномочия, то есть аб. 1 ч. 4 ст. 17 Устава не соответствует требованиям ч. 4 ст. 22 Закона.

Согласно ч. 3 ст. 22 Устава на публичные слушания должны выноситься: проект Устава муниципального района, а также решение о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района; проект местного бюджета муниципального района и отчета о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; вопросы о преобразовании муниципального района.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 названного Закона на публичные слушания должны выноситься, в том числе и вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Таким образом, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, не предусмотренные Уставом, на публичные слушания не выносятся, что не соответствует положениям ч. 3 ст. 28 Закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что части 1 и 2 статьи 11, пункт 7 части 1 статьи 12, абзац 1 части 4 статьи 17, часть 3 статьи 22 Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» противоречат федеральному законодательству, а именно: ст. ст. 15, 22, 28, 29 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу требований ст. 44 устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В связи с этим, суд считает необходимым признать противоречащими положения Устава со дня вступления его в силу, то есть с 17 января 2006 года.

На основании изложенного суд считает необходимым требования прокурора Сысольского района удовлетворить, признать части 1 и 2 статьи 11, пункт 7 части 1 статьи 12, абзац 1 части 4 статьи 17, часть 3 статьи 22 Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» в силу, то есть с 17 января 2006 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Сысольского района Республики Коми признать обоснованными и удовлетворить.

Признать части 1 и 2 статьи 11, пункт 7 части 1 статьи 12, абзац 1 части 4 статьи 17, часть 3 статьи 22 Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления Устава муниципального образования муниципального района «Сысольский» в силу, то есть с 17 января 2006 года.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы или протеста через Сысольский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 июля 2006 года.

Судья
Т.А.СЛОБОДЯНЮК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *