Требование о признании права на досрочную пенсию и назначении пенсии удовлетворено правомерно, поскольку гражданин проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ввиду чего имеет право на уменьшение пенсионного возраста в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом представление удостоверения, подтверждающего данный статус гражданина, не требуется.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-10234/2014

Судья Юшманова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковалевой Т.И.,

судей Чумак Г.Н.,

Ишенина Д.С.

при секретаре Морозовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 14.08.2014 гражданское дело по иску Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании права на досрочную пенсию и назначении пенсии с 11.12.2013

по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от <…>,

Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения истца Р., представителя истца Е., действующего по устному ходатайству, судебная коллегия

установила:

Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании права на трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию с момента наступления права — с <…>, указывая, что ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на <…> года в связи с отсутствием документального подтверждения проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании истец, ее представитель настаивали на удовлетворении иска, пояснив, что в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв, относится к зонам проживания с льготным социально-экономическим статусом <…>, где проживала истец, относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что в соответствии с законом Украины от 28.02.1991 N 796-ХП «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» свидетельствует о плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. Таким образом, критерии отнесения зоны к радиоактивно загрязненным аналогичны по законодательству двух стран, что дает основания признать проживание истца на территории <…> в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Представитель ответчика в удовлетворении иска просил отказать, указывая, что в справке от <…> N указано, что пгт. <…> отнесен к IV зоне повышенного радиоэкологического загрязнения, с правом на отселение. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют аналогичное наименование зоны, проживание на территории которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. Кроме того, истцом не было представлено удостоверение лица, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а указанный документ является обязательным.

Решением суда от <…> исковые требования удовлетворены, суд обязал Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области назначить Р. трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста на <…> года — с <…>.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела. Истец не представила удостоверение, выданное Украиной, в подтверждение проживания и работы в зонах радиоактивного загрязнения, тем самым не подтверждено право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В суде апелляционной инстанции истец, представитель истца просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда представитель ответчика не явился. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на <…> определением от <…>, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом <…>, кроме того, информация о времени, дате и месте судебного заседания была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. При этом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста на пенсию по старости для женщин — 55 лет, в зависимости от факта проживания и продолжительности проживания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации N 1244-1.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к ст. 35 Закона право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по <…>, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившимся с территории Украины, из других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом.

Из материалов дела следует, что Р. проживала в <…> в период с <…> по <…>, данный населенный пункт относится к 4 зоне — зоне усиленного радиоэкологического контроля, что подтверждается справками N от <…>, N от <…>, выданными Деснянским поселковым советом <…>.

В соответствии с законом Украины от 28.02.1991 N 796-ХП «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», зона усиленного радиоэкологического контроля — это зона с плотностью загрязненности почвы сверх до аварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 Ки/км2, или стронция от 0.02 до 0.15 Ки/км2, или плутония от 0.005 до 0.01 Ки/км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5 мЗв (0,05 бер) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период.

Критерии определения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом даны в статье 11 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, в соответствии с которой зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные статьями 6 — 11 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, что позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации. Руководствуясь этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отнесении зоны 4 по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.

Принимая во внимание, что Р. уполномоченными органами Украины были выданы документы, подтверждающие ее проживание на территории, отнесенной к категории 4 согласно п. 4 ст. 14 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», продолжительность проживания на указанной территории более 8 лет, достижение истцом соответствующего возраста, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у истца права на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца удостоверения, выданного ей как лицу, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

В силу п. 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о трудовом стаже. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы: о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет должны быть приложены документы в зависимости от категории обратившегося за указанной пенсией (п. 7.1).

Истцом представлена справка, выданная по месту жительства на территории Украины, о проживании в зоне радиоактивного загрязнения, что соответствует основанию, по которому истец обратилась в Пенсионный фонд за реализацией права на досрочный выход на пенсию, связанному с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом. Предъявление удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС необходимо для получения мер социальной поддержки для другой категории гражданин, к которой истец не относится. Предоставление иных удостоверений лицами, проживающими на территории с льготным социально-экономическим статусом, данным Перечнем документов не предусмотрено.

Ответчик ссылается на то, что законодательством Украины предусмотрена выдача удостоверений установленного образца всем категориям граждан, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе лицам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, однако как следует из Перечня документов, по российскому законодательству предоставление указанного удостоверения не требуется.

Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального и материального права допущено не было, доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 29.05.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга — без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА

Судьи
Г.Н.ЧУМАК
Д.С.ИШЕНИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *