Законом не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей погибших военнослужащих, которые приобрели право на льготы в соответствии с ФЗ О ветеранах, ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения, назначаемую участникам Великой Отечественной войны.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-10413/2014

Судья Карташов О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковалевой Т.И.,

судей Чумак Г.Н.,

Ишенина Д.С.

при секретаре Морозовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 14.08.2014 гражданское дело по иску А.А.И., А.А.В. к ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании незаконным отказа в ежемесячной денежной выплате, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты

по апелляционной жалобе ответчика ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2014,

Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения истца А.А.В., представителя истца М.М.П., действующей по устному ходатайству, судебная коллегия

установила:

А.А.В., А.А.И. обратились в суд с иском о признании права на получение единовременной денежной выплаты (ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ЕДВ, выплате задолженности по ЕДВ с учетом индексации.

В обоснование иска указано, что <…> при исполнении военных обязанностей погиб их сын — <…>. До 01.01.2005 они пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны. После 01.01.2005 выплаты стали меньше, чем у участников Великой Отечественной войны.

<…> они обратилась в ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с заявлением о перерасчете и назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам и гарантиям для участников Великой Отечественной войны, в чем им было отказано.

Просят суд признать незаконным отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязать установить и выплачивать ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войн с <…>, произвести перерасчет и взыскать в пользу каждого истца недоплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты за период <…> по <…> с учетом индексации, взыскать в их пользу судебные расходы по оплату услуг представителя в сумме <…> руб., расходы по оформлению искового заявления в сумме <…> руб.

Истец А.А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Истец А.А.И., представитель истца М.М.П. в судебном заседании требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика просила отказать в удовлетворении иска.

Решением Чкаловского районного суда от <…> исковые требования удовлетворены. Суд признал отказ ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области в назначении А.А.И., А.А.В. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, незаконным. Обязал ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить и выплачивать с <…> А.А.И., А.А.В. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Обязал ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области произвести перерасчет недополученных денежных сумм ежемесячных денежных выплат А.А.И., А.В., и выплатить им недополученные суммы ежемесячных денежных выплат, за период с <…> по <…>, с учетом индексации. Взыскал с ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области в пользу А.А.И. судебные расходы на представителя в сумме <…> руб., расходы по изготовлению иска в сумме <…> руб. Взыскал с ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области в пользу А.А.В. судебные расходы на представителя в сумме <…> руб., расходы по изготовлению иска в сумме <…> руб.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В суде апелляционной инстанции истец А.А.В., представитель истца М.М.П. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Истец А.А.И., представитель ответчика ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на <…> определением от <…>, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом <…>, кроме того, информация о времени, дате и месте судебного заседания была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Из материалов дела усматривается, что А.А.И. и А.А.В. являются родителями <…>, погибшего <…> при исполнении обязанностей военной службы в <…> республики. В <…> они получили удостоверения о том, что они имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

С 01.01.2005 ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга назначил А-вым ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, установленном для категории членов семьи погибшего военнослужащего.

Истцы обращались к ответчику с заявлением о назначении ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в чем им было отказано.

Оценивая законность и обоснованность отказа ответчика в назначении А.А.И., А.А.В. в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны, суд первой инстанции исходил из того, что истцы приобрели правовой статус, дающий им право на получение льгот в объеме, равном для участников Великой Отечественной войны, до 01.01.2005, соответственно, установленная до 01.01.2005 ежемесячная денежная выплата в рамках Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», в редакции Федерального закона N 122 от 22.08.2004, должна быть установлена им в размере, как и для участников Великой Отечественной войны.

С указанным выводом судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», вступившим в силу с 16.01.1995, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.

В связи с внесением Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах», система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).

В соответствии с данными изменениями истцам с 01.01.2005 была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего.

До 16.01.1995 действовал Закон СССР от 01.01.1989 N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции действовавшей до 01.01.2005, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Как неоднократно разъяснялось Конституционным Судом РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1125-О-О, от 15.07.2010 N 1017-О-О, от 23.09.2010 N 1206-О-О, от 23.09.2010 N 1207-О-О, от 24.02.2011 N 246-О-О, от 18.10.2012 N 1986-О) в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодатель, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан.

Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.

Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников ВОВ на основании ранее действовавшего законодательства, предусмотрен иной объем мер социальной защиты.

Взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005, отличной от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Проверяя доводы истцов об их праве на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном Федеральным законом N 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующим законодательством с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его решениях по этому вопросу, не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ «О ветеранах», ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», назначаемой в настоящее время в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П, не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005 в соответствии с Законом СССР N 313-1 возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ЕДВ в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах».

К кругу лиц, у которых до 01.01.2005 в соответствии с Законом СССР N 313-1 возникло и было реализовано право пользования такими льготами, относятся родители и жены военнослужащих, гибель или смерть которых наступила до <…>, то есть до даты вступления в силу ФЗ «О ветеранах», в то время как датой смерти сына истцов является <…>, А-вы льготами, установленными Законом СССР N 313-1, не пользовалась. Им в соответствии со ст. 28 Закона «О ветеранах» было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные ст. 21 указанного Федерального закона Российской Федерации.

С учетом установленного, в связи с отсутствием правовых оснований заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что выводы суда основаны на неверном применении материального права решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований А-вым.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от <…> отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований А.А.И., А.А.В. к ГУ — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании незаконным отказа в ежемесячной денежной выплате, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты — отказать в полном объеме.

Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА

Судьи
Г.Н.ЧУМАК
Д.С.ИШЕНИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *