О признании недействующим Постановления Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 08.11.2010 N 2596 О принятии муниципальной целевой программы Жилье молодым семьям МО Ширинский район на 2011 — 2015 гг..

Решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 21.05.2013 по делу N 2-394/13

В составе: председательствующий — судья Ширинского районного Суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Переясловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района об оспаривании нормативного правового акта Главы муниципального образования Ширинский район

установил:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в заявлении, что Главы муниципального образования Ширинский район принято Постановление N 2596 от 08.11.2010 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Жилье молодым семьям муниципального образования Ширинский район на 2011 — 2015 годы». Указанным Постановлением утверждена муниципальная целевая программа «Жилье молодым семьям муниципального образования Ширинский район на 2011 — 2015 годы». В нарушение положений раздела 5 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ N 675 от 17.09.2011, раздела 5 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2006 — 2010 годы, утвержденной Законом Республики Хакасия от 16.11.2006 N 51-ЗРХ, в п. 44 Постановления Правительства РФ N 285 от 13.05.2006, утвержденная муниципальная целевая программа не предусматривает, что социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.

Кроме того, в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования и местная администрация выделены в структуре органов местного самоуправления как два самостоятельных органа. В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, утверждение муниципальных целевых программ относится к компетенции администрации муниципального района, а не главы муниципального района, а потому оспариваемое постановление принято главой муниципального образование за пределами своей компетенции и, соответственно, не соответствует федеральному законодательству.

На основании изложенного, прокурор просит признать Постановление N 2596 от 08.11.2010 «О принятии муниципальной целевой программы «Жилье молодым семьям муниципального образования Ширинский район на 2011 — 2015 годы» противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор — помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Действующая на основании доверенности представитель как Администрации муниципального образования Ширинский район, так и муниципального образования Ширинский район, Уварова Р.А. возразила по существу требований, в обоснование своих возражений пояснив, что указываемое в муниципальной целевой программе понятие «жилой дом» вытекает из положений Жилищного кодекса РФ, согласно которых жилое помещение, одним из видов которых является жилой дом, это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. При утверждении Постановления N 2596 глава муниципального района не вышел за пределы своей компетенции, поскольку, в соответствии с Уставом муниципального образования, он также является Главой администрации муниципального образования Ширинский район.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

на основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 и п. 10 Постановления 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом.

Как следует из представленных с заявлением материалов, 08 ноября 2010 года Главой муниципального образования Ширинский район было издано Постановление N 2596 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Жилье молодым семьям муниципального образования Ширинский район на 2011 — 2015 годы». Указанным постановлением утверждена муниципальная целевая программа «Жилье молодым семьям муниципального образования Ширинский район на 2011 — 2015 годы». Данная муниципальная целевая программа разработана и принята в целях реализации Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище на 2002 — 2010 годы», Постановления Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 — 2010 годы», Закона Республики Хакасия от 16.11.2006 N 51-ЗРХ «Об утверждении республиканской целевой программы «Жилище» на 2006 — 2010 годы».

Поскольку оспариваемое постановление опубликовано в средствах массовой информации в установленном порядке, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, то оно является нормативным правовым актом.

Указанное постановление на момент судебного разбирательства является действующим.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, следует проверять полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 этого Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

На основании ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьями 179 и 179.3 Бюджетного кодекса РФ, долгосрочные и ведомственные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета утверждаются местной администрацией муниципального образования. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наличие которого, в силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в структуре органов местного самоуправления муниципального образования обязательно и который уставом муниципального образования наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что следует из ч. 1 ст. 37 данного Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 34, абз. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, глава местной администрации руководит самостоятельным исполнительно-распорядительным органом — местной администрацией — на принципах единоначалия.

Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

При этом указанное должностное лицо не может подменять собой деятельность самих органов местного самоуправления.

При решении вопросов местного значения или реализации переданных государственных полномочий принятие таких решений относится к компетенции не должностного лица — главы муниципального образования, а исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (местной администрации).

Статьей 2 Устава муниципального образования Ширинский район (в редакции от 06.07.2010 N 402, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления), установлено, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ширинский район составляют представительный орган муниципального образования — Совет депутатов муниципального образования Ширинский район; Глава муниципального образования Ширинский район — Глава Ширинского район; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — Администрация Ширинского района; контрольный орган муниципального образования — ревизионная комиссия.

На основании ст. 22 Устава, глава района является главой администрации, высшим должностным лицом муниципального образования Ширинский район.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд исходит из того, что объем полномочий органа (должностного лица) на издание определенных нормативных правовых актов ограничен законом.

В соответствии с п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга эффективности ведомственных и муниципальных целевых программ МО Ширинский район должен устанавливаться муниципальным правовым актом Администрации Ширинского района как органом местного самоуправления — местной администрацией, наделенным данными полномочиями Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

При таких обстоятельствах издание главой муниципального образования нормативного правового акта от имени администрации муниципального образования противоречит действующему законодательству, поскольку дублирование одних и тех же полномочий разными органами местного самоуправления создает как правовую неопределенность, так и неопределенность ответственности соответствующего субъекта правотворчества.

Как разъясняется в п. п. 17, 19, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, компетенцию органа, его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В п. 18 данного Постановления указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Постановление Главы муниципального образования Ширинский район N 2596 от 08 ноября 2010 года не соответствует закону, так как принято органом местного самоуправления с нарушением полномочий, в связи с чем нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории Ширинского района, поскольку целевые программы являются одним из важнейших средств воздействия на социально-экономическое развитие муниципального района, оспариваемое постановление затрагивает гражданские права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц — граждан Ширинского района.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, и оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения, поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, разрабатывались и реализовались муниципальные целевые программы.

В силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд

решил:

Требование прокурора удовлетворить.

Признать со дня вступления в законную силу настоящего решения недействующим Постановление Главы муниципального образования Ширинский район N 2596 от 08.11.2010 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Жилье молодым семьям муниципального образования Ширинский район на 2011 — 2015 годы».

После вступления в законную силу данного решения сообщение с подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт — в газете «Ширинский вестник».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный Суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 26 мая 2013 года.

Председательствующий судья
Ю.А.ЯЧМЕНЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *