В удовлетворении иска о возложении обязанности по начислению с учетом индексации ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров, ежегодной выплаты на оздоровление с дальнейшей индексацией отказано правомерно, поскольку размер получаемых истцом указанных выплат в настоящее время превышает тот размер компенсаций, который установлен постановлением Правительства РФ для инвалидов той группы, к которой относится истец.

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-4730

Судья Шушпанова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н..

судей Желонкиной Г.А., Бартенева Ю.И.,

при секретаре Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к комитету социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области (далее — Комитет) о возложении обязанности по начислению с учетом индексации за 2008 — 2014 годы ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров, ежегодной выплаты на оздоровление с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, возложении обязанности по начислению единовременных задолженностей по выплатам ежегодной выплаты на оздоровление и ежемесячно денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2013 года

по апелляционной жалобе А. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 06 мая 2014 года, которым в удовлетворении иска А. отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя истца М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с иском к Комитету о возложении обязанности по начислению ему с учетом индексации за 2008 — 2014 годы ежемесячной выплаты на приобретение продуктов питания в размере 1641 руб. 33 коп., начиная с 01.01.2014 года с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с учетом индексации за 2008 — 2014 годы ежегодной выплаты на оздоровление, начиная с 2014 года 2735 руб. 68 коп., с дальнейшей индексацией, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; единовременной задолженности по выплате ежегодной выплаты на оздоровление в размере 3784 руб. 76 коп. за период с 01.01.2008 года по 31.12.2013 года; единовременной задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 27249 руб. за период с 01.01.2008 года по 31.12.2013 года.

Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> вследствие катастрофы на ЧАЭС с 21.03.2000 года. Органами социальной защиты населения на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от 20.03.2007 года ему установлена ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания в размере 955 руб. 60 коп. с 01.01.2007 года, а также ежегодная выплата на оздоровление в размере 1592 руб. 73 коп., которая выплачивается ежегодно начиная с 2007 года и по настоящее время, но не индексируется с 2008 года.

В связи с этим он обратился с заявлением в Комитет с просьбой проиндексировать ему данные выплаты с учетом индексов роста инфляции за 2008 — 2014 годы, поскольку такая индексация предусмотрена ежегодно. Однако данным органом в индексации ему отказано.

Считает действия работников Комитета не основанными на законе, так как ст. 1 Закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской федерации.

В соответствии со ст. 5 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 26.04.2004 года размер выплат индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Законами о федеральном бюджете на 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы с учетом внесенных изменений установлен рост инфляции 10 — 11, 9 и 8 процентов соответственно, в связи с чем, размер выплат подлежит индексации с учетом указанных величин.

В связи с этим он вынужден был обратиться в суд с указанными выше исковыми требованиями и просил их удовлетворить.

Рассмотрев исковое заявление, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Повторяя доводы искового заявления, полагает необходимым индексировать указанные суммы с учетом ежегодной инфляции.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как видно из материалов дела, А. является инвалидом <данные изъяты> вследствие катастрофы на ЧАЭС с 21.03.2000 года.

Комитетом на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от 20.03.2007 года ему установлены ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания в размере 955 руб. 60 коп. с 01.01.2007 года, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 1592 руб. 73 коп., начиная с 2007 года. Данные суммы выплачиваются истцу с 2007 года, но не индексируются с 2008 года.

Как было установлено судом первой инстанции, А. по решению Кировского районного суда г. Саратова от 20.10.2009 года помимо указанных сумм также выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в следующих размерах: с 01.01.2008 года — 29996,05 руб.; с 01.01.2009 года — 33895,53 руб.; с 01.01.2010 года — 37285,08 руб.; с 01.01.2011 года — 39708,61 руб.; с 01.01.2012 года — 42091,13 руб.; с 01.01.2013 года — 44406,14 руб.; с 01.01.2014 по настоящее время — 46626,45 руб.

17.01.2014 года А. обратился в Комитет по вопросу индексации за 2008 — 2004 года сумм, выплачиваемых ему с 2008 года по решению Волжского районного суда г. Саратова. Согласно ответу Комитета от 03.02.2014 года последующая индексация указанных сумм решением Волжского районного суда г. Саратова от 20.03.2007 года не предусмотрена и применение индексации в данном случае не входит в компетенцию Комитета.

Согласно положениям ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, — конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

В соответствии со ст. 39 названного Закона гражданам, указанным в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп — 500 рублей.

Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).

Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 года N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000 года N 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01.01.2001 года — исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Федеральным законом от 07.08.2000 года N 122-ФЗ в положения ст. 14 и 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 500 рублей.

Федеральным законом от 12.02.2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года N 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995 года и от 12.02.2001 года), Федеральных законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (п. 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом данным Постановлением признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статьей 3 Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ определен порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за прошлое время: с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсации и иных выплат.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 года N 326 утверждены «Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 года по 31.05.2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 — 2006 годах недополученных сумм», постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 847, от 07.05.2005 года N 292, от 25.04.2006 года N 246, от 21.03.2007 года N 171, от 21.12.2007 года N 914, от 16.12.2009 года N 1024, от 21.12.2010 года N 1079, от 08.12.2011 года N 1019, от 04.12.2012 года N 1255 утверждены Правила индексации в 2004 — 2013 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входит в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров на основании вышеизложенного индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца об индексации присужденных ему сумм исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год не имеется.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2008 года N ГКПИ08-525 по делу о признании частично недействующим пункта 1 Приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 847, определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года N 11-П данные понятия четко разграничены, применительно к п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 употребляются термины «суммы возмещения вреда», в то время как другие компенсации именуются «иные виды денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда».

В Постановлении от 01.12.1997 года N 18-П Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как указывалось выше, на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от 20.03.2007 года истцу установлены и выплачиваются с 2007 года: ежемесячная выплата на приобретение продуктов питания в размере 955 руб. 60 коп. и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 1592 руб. 73 коп.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 года N 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2014 год (с учетом индексации) составляет 740 рублей 66 копеек, а размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью инвалидам 2 группы составил 1234 рублей 44 копеек.

Таким образом, размер получаемых истцом указанных выплат в настоящее время превышает тот размер компенсаций, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации для инвалидов той группы, к которой относится А., в связи с чем, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 06 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *