В иске об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в изменении способа обеспечения жилым помещением по выбранному месту жительства после увольнения с военной службы, признании права на получение субсидии отказано правомерно, так как истец имел право на реализацию права на обеспечение жилым помещением лишь посредством получения государственного жилищного сертификата, которым и воспользовался; сертификат не реализован, договор купли-продажи жилого помещения ни

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 13.08.2014 N 33-4656

Судья Майорова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Елкановой И.А.,

судей Песковой Ж.А., Мележик Л.М.,

при секретаре Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Т. к войсковой части … об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в изменении способа обеспечения жилым помещением по выбранному месту жительства после увольнения с военной службы, признании права на получение субсидии, по апелляционной жалобе Т. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 09.06.2014 года, которым Т. в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Т. — представителя Т., поддержавшего доводы жалобы, представителя войсковой части … Ф., возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Т. обратилась в суд с указанным выше иском, уточнив заявленные требования, просила признать за ней право на получение субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года N 76 вместо получения социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии), обеспечиваемой полученным, но не реализованным государственным жилищным сертификатом.

В обоснование своих требований указала, что проходила военную службу в войсковой части … в воинском звании …, уволена по достижении предельного возраста с общей выслугой 15 лет. 25.09.2013 года была принята на жилищный учет как нуждающаяся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства с даты подачи рапорта — 03.11.2011 года. 26.12.2013 года получила на руки государственный жилищный сертификат и сдала его в банк. 25.02.2014 года подала рапорт на имя командира войсковой части … с просьбой о замене государственного жилищного сертификата на субсидию, предоставляемую в соответствии с принятым 03.02.2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 76. Жилищная комиссия войсковой части своим решением от 26.03.2014 года отказала в удовлетворении указанного рапорта. Данный отказ истец считает незаконным.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 09.06.2014 года Т. в удовлетворении исковых требований отказано.

Т. не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Полагает, что отказ жилищной комиссии в изменении способа обеспечения жилым помещением ставит ее в неравное положение с теми гражданами, которые относятся к одной с нею категории военнослужащих, но не успели получить государственный жилищный сертификат до введения в действие изменений в законе. Как участие в программе по обеспечению государственным жилищным сертификатом, так и выход из данной программы являются добровольным, тогда как ответчик и суд понуждают ее воспользоваться ранее выбранной формой обеспечения жилым помещением. Указывает, что в соответствии с изменениями действующего законодательства она имеет право на замену государственного жилищного сертификата на субсидию, поскольку право на обеспечение жилым помещением она не реализовала.

На заседание судебной коллегии истец, извещенная о месте и времени слушания дела, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 405-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года N 76 утверждены Правила расчета субсидий для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Кроме того, в целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок и условия выделения военнослужащему денежных средств для приобретения жилого помещения установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153.

В силу пункта 2 названных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Согласно пункту «а» статьи 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Размер норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты предусмотрен пунктом 16 Правил.

Норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином — участником подпрограммы и(или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (подпункт «в» пункта 16.1 Правил)

Социальная выплата считается предоставленной гражданину — участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, предоставляемому распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.

Сертификаты, находящиеся в банке, подлежат хранению в течение 3 лет. Сертификаты, не предъявленные в банк в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами, считаются недействительными.

В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан — участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 65 Правил).

Из материалов дела видно и установлено судом, что Т. проходила службу в войсковой части … 09.12.1996 года по 31.12.2011 года, уволена с военной службы по достижении предельного возраста с общей выслугой 15 лет.

03.11.2011 года ею был подан рапорт о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством» и рапорт о постановке ее на жилищный учет в связи с выбором постоянного места жительства после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста — город Шиханы Саратовской области.

Решением жилищной комиссии от 25.09.2013 года во исполнение судебных актов … Т. составом семьи 1 человек поставлена на жилищный учет военнослужащих войсковой части …, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнении запас, с даты подачи рапорта — с 03.11.2011 года.

Т. имеет … долю в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 43,9 кв. м, расположенную по адресу:…

31.10.2013 года она обратилась к ответчику с рапортом о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Саратовской области.

При этом ранее, 10.10.2012 года, Т. приняла на себя обязательство о сдаче имеющегося у нее в собственности жилого помещения в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата.

05.11.2013 года решением жилищной комиссии войсковой части… Т. включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством».

26.12.2013 года ей выдан государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в Саратовской области на сумму… рублей, который Т. сдала в банк.

31.12.2013 года Т. заключила с ОАО «Сбербанк России» договор о банковском счете государственного жилищного сертификата. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции указанный счет являлся действующим.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и желанием изменить избранное место жительства на город Саратов, 04.03.2014 года Т. обратилась в войсковую часть… с рапортом, в котором просила рассмотреть вопрос о замене выданного ей государственного жилищного сертификата на денежную субсидию, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года N 76.

Решением жилищной комиссии войсковой части… от 26.03.2014 года Т. в такой замене отказано.

Отказывая Т. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение ответчика об отказе в замене государственного жилищного сертификата на выплату субсидии является обоснованным, поскольку истец имела право на реализацию права на обеспечение жилым помещением лишь посредством получения государственного жилищного сертификата, которым и воспользовалась. В настоящее время сертификат не реализован, договор купли-продажи жилого помещения ни с кем не заключен. Истец не относится к числу лиц, обладающих правом на получение субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 года N 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», жилищные права Т. в настоящее время никак не нарушены.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» лицам, указанным в абзацах третьем — двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся, начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Названный Федеральный закон от 28.12.2013 года N 405-ФЗ не содержит указания о распространении своего действия со дня вступления в силу на лиц, указанных в абзацах третьем — двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», давших согласие на обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, и получивших до дня вступления указанного закона в силу государственный жилищный сертификат.

Судом установлено, что Т. относится к лицам, указанным в абзацах третьем — двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», она дала согласие на обеспечение себя жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, и получила до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года N 405-ФЗ государственный жилищный сертификат, который удостоверяет ее право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья.

Таким образом, ответчик правомерно отказал Т. в замене выданного ей государственного жилищного сертификата на денежную субсидию, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года N 76.

Как правильно указал суд первой инстанции, право на получение субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года N 76 вместо социальной выплаты, обеспечиваемой полученным государственным жилищным сертификатом, у Т. в настоящее время отсутствует.

По существу все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом положений действующего законодательства и не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в полном соответствии с нормами права, регулирующего спорные правоотношения.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 09.06.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *