В удовлетворении исковых требований в части понуждения УПФ РФ к включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности старшей пионервожатой в средней школе и признания права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следует отказать, так как на момент обращения стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, составил менее 2/3 от

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20.12.2007

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Р. о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с 06.08.1972 года по 30.08.1986 года и с 10.05.1987 года по 30.08.1992 года в должности старшей пионервожатой в Колокольцовской средней школе, а также периода работы с 01.09.1986 года по 09.10.1987 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Колокольцовской средней школе и признании права на досрочное назначение пенсии

по кассационной жалобе УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области на решение Калининского районного суда Саратовской области от 31.10.2007 года, которым требования Р. удовлетворены,

установила:

Р. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области (далее УПФ), указав, что 02.07.2007 года она подала в УПФ заявление о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с наличием требуемого законом стажа педагогической деятельности. Решением комиссии при УПФ от 12.07.07 г. N <…> в удовлетворении ее заявления было отказано, в стаж педагогической деятельности не включены периоды работы с 06.08.1972 года по 30.08.1986 года и с 10.05.1987 года по 30.08.1992 года в должности старшей пионервожатой в Колокольцовской средней школе, а также период работы с 01.09.1986 года по 09.10.1987 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Колокольцовской средней школе. Р. просила признать решение Комиссии в этой части незаконным, обязать УПФ включить спорные периоды в специальный стаж и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения.

Решением Калининского районного суда Саратовской области от 31 октября 2007 года требования Р. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе УПФ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59 года. N 1397, которое суд положил в основу своего решения, не может быть применено при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения, так как оно не действовало на дату введения нового правового регулирования и утратило свою силу в полном объеме с 01.10.93 года. Суд неправомерно включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы истицы с 01.09.1986 года по 09.10.1987 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Колокольцовской средней школе, так как данная должность не поименована Списком, утвержденным постановлением. СМ РСФСР от 06.09.1991 года N 463.

Проверив законность и обоснованность решения суда в интересах законности в полном объеме (ч.2 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия находит правильным решение суда отменить в части и вынести по делу новое решение по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.12.01 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, приведение обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц прав, приобретенное ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемое ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1) 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддерживания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также — в случае необходимости — предоставления гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 года N 313 должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы включена в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 г. N 1397. Таким образом, действовавшим на 1986-1987 годы законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы средней общеобразовательной школы в стаж педагогической деятельности. Поэтому решение суда в части понуждения УПФ включить в специальный стаж работы истицы периода ее работы с 01.09.1986 года по 09.10.1987 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Колокольцовской средней школе является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы в этой части сводятся к неправильному толкованию норм действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ одними из оснований для отмены или изменения решения суда в кассационной инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права.

Принимая решение об удовлетворении требований Р. в части понуждения УПФ к включению в специальный стаж периодов ее работы с 06.08.1972 года по 30.08.1986 года и с 10.05.1987 года по 30.08.1992 года в должности старшей пионервожатой в Колокольцовской средней школе и признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости суд сослался на пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Однако, судом не учтено, что в соответствии с пунктом 4 этого Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как видно из материалов дела Р. на момент обращения в УПФ за назначением досрочной пенсии (02.07.2007 года) имела 14 лет 10 месяцев 08 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. С учетом включения в специальный стаж периода ее работы с 01.09.1986 года по 09.10.1987 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Колокольцовской средней школе такой стаж составит 186 месяцев 17 дней (или 15 лет 6 месяцев 17 дней), тогда как необходимо не менее 200 месяцев (2/3 от 25 лет).

Таким образом, выводы суда первой инстанции о включении периодов работы истицы с 06.08.1972 года по 30.08.1986 года и с 10.05.1987 года по 30.08.1992 года в должности старшей пионервожатой в Колокольцовской средней школе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не основаны на требованиях закона и в удовлетворении иска Р. в этой части и в части признания права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должно быть отказано.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Саратовской области от 31.10.2007 года в части признания незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области от 12.07.2007 года N 206 в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы Р. с 01.09.1986 года по 09.10.1987 года в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Колокольцовской средней школе Калининского района Саратовской области оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области в этой части — без удовлетворения.

В остальной части решение Калининского районного суда Саратовской области от 31.10.2007 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Р. в части понуждения УПФ РФ в Калининском районе Саратовской области к включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы Р. с 06.08.1972 года по 30.08.1986 года и с 10.05.1987 года по 30.08.1992 года в должности старшей пионервожатой в Колокольцовской средней школе и признания за Р. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *