Нарушения требований избирательного законодательства, касающихся порядка организации работы избирательной комиссии, в частности лишение возможности кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования надлежащим образом оформить и представить в избирательную комиссию первый финансовый отчет в связи с несвоевременной выдачей разрешения на открытие избирательного счета, являются основанием для признания незаконным отказа в регистрации кандидатом в депутаты.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2014 N 33-14124/2014

Судья: Ершова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Леонтьева С.А.

судей Чуфистова И.В., Белоногого А.В.

при секретаре С.

с участием прокурора Яковлевой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 августа 2014 года апелляционную жалобу Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Пулковский меридиан на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2014 года по гражданскому делу N 2-6035/2014 по заявлению Б. о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан, признании незаконным решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан и об обязании Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан зарегистрировать кандидатом в депутаты.

Заслушав доклад судьи Леонтьева С.А., объяснения представителя ИКМО МО Пулковский меридиан и МС МО Пулковский меридиан Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заявителя Б., представителей заявителя П.Е. и Н.А., представителя регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ П.Л., заключение прокурора Яковлевой Ю.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением в защиту своих избирательных прав, уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) просила признать незаконным бездействие Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан (далее ИКМО Пулковский меридиан), выразившееся в нереализации действий по приему у заявителя первого финансового отчета и установленных законом документов (в том числе на электронном носителе) 05.07.2014 года, 06.07.2014 года, а также бездействие 12.07.2014 года и 13.07.2014 года, выразившееся в нереализации действий по приему у заявителя уточнений, дополнений и изменений к представленным документам; признать незаконным и отменить решение ИКМО Пулковский меридиан от 15 июля 2014 года N 37-рег; обязать ИКМО Пулковский меридиан не позднее дня, следующего за днем принятия решения суда по настоящему заявлению зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан по многомандатному избирательному округу N 143.

В обоснование заявленных требований Б. ссылалась на то, что 03.07.2014 года для реализации своего пассивного избирательного права подала в ИКМО Пулковский меридиан заявление о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан по многомандатному избирательному округу N 143 (далее кандидат). Однако 03.07.2014 года разрешение на открытие специального избирательного счета в отделении ОАО «Сбербанк России» ей выдано не было, поскольку, как следовало из пояснений секретаря Избирательной комиссии, эти разрешения управомочен выдавать только председатель Комиссии, который 03.07.2014 года отсутствовал в ИКМО. Указанное разрешение было получено заявителем на следующий день — 04.07.2014 года. Открыв 04.07.2014 года специальный избирательный счет кандидата и получив выписку по счету, Б. составила первый финансовый отчет. Однако 05.07.2014 года согласно утвержденному графику работы избирательной комиссии приема кандидатов не велось, а 06.07.2014 года за отведенное для приема документов время с 17 до 18 часов (1 час) комиссией были приняты документы у двух или трех кандидатов, после чего председатель комиссии и ее члены, несмотря на дожидавшихся приема кандидатов в количестве не менее 10 — 15 человек, покинули помещение комиссии, что лишило заявителя возможности представить первый финансовый отчет кандидата. О выявленных недостатках в представленных документах заявитель была уведомлена по телефону 10.07.2014 года, однако в разговоре ей не было сообщено о том, какие конкретно нарушения допущены ею при подаче документов. Само решение о выявленных недостатках было получено заявителем по почте, уже после того, как решением ИКМО от 15.07.2014 года ей было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета по причине отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, первого финансового отчета, несоздания избирательного фонда, отсутствия в выписке из протокола конференции регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ сведений о согласии кандидата на выдвижение от регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Санкт-Петербурге.

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2014 года заявление Б. удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан, выразившееся в нереализации действий по приему у Б. первого финансового отчета и выписки из лицевого счета 06.07.2014 года; признал незаконным и отменил решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 15.07.2014 года N 37-рег; обязал Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Б. в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 143.

В апелляционной жалобе ИКМО Пулковский меридиан ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с недоказанностью судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением судом норм материального и процессуального права, и просит принять новое решение об отказе Б. в удовлетворении заявления.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением действующего Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан четвертого созыва N 257 от 16 июня 2014 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан пятого созыва на 14 сентября 2014 года.

Указанное решение опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления Муниципального округа Пулковский меридиан от 16.06.2014 года N 7 (52), то есть, с соблюдением требований пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ) и пункта 5 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года N 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее — Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года N 303-46).

Таким образом, исходя из положений пункта 7 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, последним днем подачи документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты данного Муниципального совета являлось 06 июля 2014 года (двадцатый день со дня официального опубликования решения о назначении выборов).

Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан N 149 от 10.12.2008 года утверждено наименование и адрес (место нахождения) избирательной комиссии муниципального образования, согласно данному решению, ИКМО Пулковский меридиан расположена по адресу: Санкт-Петербург, ул. Победы, д. 8.

Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан N 286 от 21 марта 2012 года членами избирательной комиссии назначены К., Л., М.Е.Н., М.Е.Д., Н.С., П.А., П.Д.К., Ш.А.Л. В последующем П.А.В. освобожден от обязанностей члена ИКМО, вместо него решением от 19.12.2013 года N 337 членом ИКМО назначен С.

Решением ИКМО Пулковский меридиан от 16.07.2012 года N 1-п установлен следующий график приема документов для регистрации граждан в качестве кандидатов в депутаты Муниципального Совета: понедельник, среда, пятница — с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, вторник — с 16 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, четверг, суббота, воскресенье — приема нет, за исключением воскресенья 06 июля — с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.

Решением ИКМО Пулковский меридиан от 30.06.2014 года N 2-п с 01.07.2014 года режим работы избирательной комиссии изменен, и установлен следующий график ее работы: понедельник по четным числам — с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, по нечетным числам — с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут; во вторник по четным числам — с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут; по нечетным — с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут; в среду по четным числам — с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, по нечетным — с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, в пятницу по четным числам — с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, по нечетным числам — с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, в четверг, субботу и воскресенье — приема нет.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года N 303-46 решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях, либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в полном объеме не позднее чем через 10 дней со дня принятия таких решений.

Решениями Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2014 года по делу N 2-5757/14 и от 24.07.2014 года по делу N 2-5914/14 установлено, что все вышеперечисленные решения были опубликованы на сайте ИКМО и размещены на стенде Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан.

Согласно исследованному судом первой инстанции кандидатскому делу, 03 июля 2014 года в 11 часов 52 минуты Б. представила в ИКМО Пулковский меридиан заявление о согласии баллотироваться на 2 листах, копию паспорта на 12 листах, копию диплома на 2 листах, копию трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности о вкладах в банках, ценных бумагах, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения — Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).

Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

В соответствии со статьей 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Разрешая заявление Б., суд первой инстанции пришел к выводу, что избирательной комиссией допущены нарушения требований избирательного законодательства по порядку организации работы, которые существенным образом повлияли на право заявителя на своевременную подачу документов в ИКМО.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным. Пункт 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года N 303-46 устанавливает обязанность Избирательной комиссии одновременно с подтверждением о получении документов выдать разрешение кандидату на открытие специального избирательного счета. Указанное письменное подтверждение и разрешение на открытие специального избирательного счета выдается незамедлительно после представления в окружную избирательную комиссию соответствующих документов.

В нарушение вышеуказанной нормы права, в день сдачи Б. в ИКМО Пулковский меридиан документов о своем выдвижении — 03.07.2014 года, разрешение на открытие специального избирательного счета ей выдано не было, что подтверждается, в том числе, показаниями секретаря Избирательной комиссии Ш.А.А., допрошенной в судебном заседании 01.08.014 года.

По смыслу пункта 14 статьи 46 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года N 303-46 специальный избирательный счет может быть открыт кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации только с разрешения окружной избирательной комиссии.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в отсутствие разрешения ИКМО Пулковский меридиан на открытие специального избирательного счета Б. была лишена возможности надлежащим образом оформить и представить в Избирательную комиссию первый финансовый отчет вследствие допущенного ИКМО Пулковский меридиан нарушения, выразившегося в несвоевременной выдаче разрешения на открытие избирательного счета.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что со дня получения от ИКМО Пулковский Меридиан разрешения на открытие специального банковского счета, с которым связано составлением первого финансового отчета и формирование избирательного фонда (04 июля 2014 года) до установленного законодательно срока окончания приема документов для регистрации 18 часов 06 июля 2014 года и с учетом вышеобозначенного принятого ИКМО графика приема документов у заявителя имелась возможность представить первый финансовый отчет только 06 июля 2014 года с 17 часов до 18 часов, поскольку в предшествующий день 05.07.2014 года прием документов ИКМО не осуществлялся.

Между тем, согласно объяснениям заявителя, показаниям свидетелей П.А.А., С.Т.Е. и Г.А.В., заявитель для подачи недостающего первого финансового отчета в бумажном и в машиночитаемом виде (на цифровом носителе), а также выписки из лицевого счета заблаговременно заняла очередь в ИКМО Пулковский меридиан 06.07.2014 года и ожидала своей очереди вплоть до окончания приема — 18 часов 00 минут, однако по причине явно недостаточного времени, определенного комиссией для приема документов не смогла своевременно подать документы.

При этом суд правомерно учел, что в данном случае именно на ИКМО Пулковский меридиан в силу статьи 249 ГПК РФ возложена обязанность доказывания обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия).

В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации Постановлением от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванных Методических рекомендаций в целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы:

принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые, а в случаях, предусмотренных законом, и обязательные формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов;

определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений;

создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений.

В соответствии с пунктами 2.4 и 2.4.1 Методических рекомендаций по согласованию с кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения рекомендуется предварительно определять конкретную дату и время представления в избирательную комиссию документов. Все кандидаты, избирательные объединения должны иметь возможность указанного согласования на равных условиях. При этом накануне дня представления документов кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения рекомендуется информировать избирательную комиссию о намерении представить документы к рассмотрению и времени представления документов.

В целях своевременной проверки документов избирательным комиссиям рекомендуется осуществлять информирование кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений об установленных законом сроках представления документов в избирательную комиссию и сроках их проверки. Прием документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов в последний день соответствующего периода требует дополнительной организации в связи с возможным образованием очереди.

При этом кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, явившийся в избирательную комиссию в пределах установленного законом срока, считаются выполнившими требование закона о сроке сдачи документов.

Время явки кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в избирательную комиссию подлежит фиксации как время представления документов, а прием документов осуществляется членами рабочей группы в порядке очередности, определенной по времени явки в избирательную комиссию.

Вышеприведенные указания Методических рекомендаций для избирательных комиссий, в том числе и окружных, направлены, прежде всего, на обеспечение единообразия применения норм избирательного законодательства, реализацию принципа равенства всех кандидатов и обеспечение равных условий для предоставления документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов.

Принятие Методических рекомендаций осуществлено Центральной избирательной комиссией в полном соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предоставляющим ЦИК Российской Федерации функции контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечения реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, оказания правовой, методической, организационно-технической помощи комиссиям всех уровней.

Судебная коллегия полагает, что установленное Избирательной комиссией время приема 06.07.2014 года — 1 час, являлось явно недостаточным для приема документов у всех явившихся кандидатов, создало препятствия для реализации заявителем своего пассивного избирательного права, не позволив ей представить полный пакет документов на рассмотрение комиссии, и свидетельствует о нарушении права заявителя на подачу документов в срок.

Кроме этого судебная коллегия принимает во внимание, что поскольку заявитель прибыла в установленные часы приема, но не смогла представить документы по причине бездействия комиссии, то отказ в приеме ее документов за истечением времени нарушает принцип равноправия участников выборного процесса и необоснованно ограничивает пассивное избирательное право заявителя, поскольку невозможность в срок подать документы вызвана не тем, что заявитель прибыла в неустановленное время, а тем, что заинтересованным лицом не был эффективно организован прием документов.

Иное привело бы к нарушению принципа равенства избирательных прав граждан.

Согласно пункту 21 статьи 2 названного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия — это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Согласно пункту 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ компетенция и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с прямым указанием пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции от 04 июня 2014 года) избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции.

По смыслу вышеприведенных норм работа избирательной комиссии должна быть организована таким образом, при котором была бы максимально обеспечена реализация пассивного избирательного права всеми без исключения.

В данном случае со стороны ИКМО Пулковский меридиан допущено бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации работы, связанной с подготовкой выборов в органы местного самоуправления.

Такое бездействие противоречит подпунктам «а» и «б» пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и препятствует реализации принципа открытости и гласности деятельности комиссии при подготовке и проведении выборов, закрепленного в пункте 5 статьи 3 данного Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 18 мая 2005 года N 4-Г05-9 реализация полномочий, которые могут быть предоставлены избирательным комиссиям, не может противоречить основным задачам и целям избирательных комиссий, то есть подготовке и проведению выборов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что допущенные избирательной комиссией нарушения затруднили заявителю реализацию пассивного избирательного права в такой степени, что право заявителя подлежит защите в судебном порядке.

При этом, судебная коллегия находит несостоятельной ссылку подателя жалобы на заинтересованность свидетелей.

В ходе судебного заседания ложность показаний свидетелей установлена не была, на наличие таких доказательств избирательная комиссия также не ссылается.

Кроме этого, судебная коллегия учитывает, что показания свидетелей оценены судом первой инстанции в совокупности с иными доказательствами по делу, противоречия в которых также не установлено.

В то же время, обжалуемое решение в части возложения на ИКМО Пулковский меридиан обязанности зарегистрировать Б. в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан по многомандатному избирательному округу N 143 в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года N 35 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

Проанализировав содержание представленных Б. в ИКМО Пулковский меридиан документов, суд первой инстанции пришел к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата были полностью ею соблюдены.

Принимая во внимание, что в материалы гражданского дела представлены копии документов для регистрации Б. в качестве кандидата в депутаты, а также то обстоятельство, что ИКМО Пулковский меридиан оспаривает получение оригиналов этих документов, которые она (Избирательная комиссия) не проверяла, судебная коллегия полагает, что возложение на ИКМО Пулковский меридиан обязанности зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты является преждевременным.

При таких обстоятельствах ИКМО Пулковский меридиан следует обязать получить у Б. документы необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты для рассмотрения вопроса о ее регистрации в качестве кандидата в депутаты в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» от 26 мая 2014 года N 303-46.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2014 года в части возложения на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан обязанности зарегистрировать Б. в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 143 в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу отменить. В указанной части вынести новое решение: обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан принять у Б. документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты и рассмотреть вопрос о ее регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан по многомандатному избирательному округу N 143 в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» от 26 мая 2014 года N 303-46, в срок до 23 августа 2014 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *