Исковые требования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворены, так как обязанность по предоставлению жилья либо социальных выплат на его приобретение законом не связаны с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-8056/2014

Судья: Малкина Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего — Подольской А.А.

Судей: Пискуновой М.В., Маркина А.В.

При секретаре: П.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 июня 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Н.О.А. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Н.О.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Сызрань, действуя в интересах Н.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань об обязании предоставить благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска указал, что Н.О.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного за ней жилого помещения, она не имеет, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем со стороны Администрации г.о. Сызрань. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Администрацией Н.О.А. не предоставлено.

Бездействие ответчика, как указал истец, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Н.О.А. в сфере законодательства о защите семьи, материнства, отцовства и детства, а также нарушение ее жилищных прав.

В этой связи Н.О.А. обратилась в прокуратуру города Сызрани с письменным заявлением о защите ее жилищных прав в судебном порядке, с просьбой оказать содействие в получении жилья.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрань просил суд обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Н.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

Судом постановлено указанное выше решение, которое представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное, ссылаясь на отсутствие средств, необходимых для финансирования осуществления государственных полномочий по предоставлению жилья данной категории граждан.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещались надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили.

Прокурор Т.Ю.В. доводы жалобы не поддержала, полагала возможным решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При вынесении решения суд, верно, руководствовался статьями 92, 109.1 Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 20.12.2012 г. N 135-ГД.

В ст. 99 ЖК РФ закреплено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено, что Н.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

29 июля 2010 года на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, от ДД.ММ.ГГГГ за Н.О.А. была зарегистрирована 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение площадью 43,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, как усматривается из копии исследованной в судебном заседании справки о регистрации (о составе семьи) от ДД.ММ.ГГГГ по указанному выше адресу помимо Н.О.А. по месту жительства зарегистрированы Н.Е.А.1 — бабушка истицы, Н.Е.А.2 — дедушка истицы, Н.С.Е. — мать истицы и Н.А.А. — брат истицы. В связи с чем обеспеченность истицы жилым помещением составляет 8,74 кв. м. Тогда как согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека. Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истица, будучи отнесенной к числу детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением в соответствии с применяемой для данной категории лиц учетной нормой.

ДД.ММ.ГГГГ Н.О.А. обратилась к главе Администрации г.о. Сызрань с заявлением о включении ее в связи с указанными выше обстоятельствами в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 19.03.2014 г. N Н.О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань.

Несмотря на то, что Н.О.А. имеет право на незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ответчик свою обязанность по предоставлению истице такого жилого помещения не исполнил, в связи с чем она обратилась к прокурору г. Сызрань с просьбой оказать содействие в получении жилья.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются заявлением Н.О.А. прокурору г. Сызрань, заявлением Н.О.А. главе Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ г., Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 19.03.2014 г. N <данные изъяты>, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, справкой Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» г. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, распоряжением Администрации г. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, справкой о регистрации (о составе семьи) от ДД.ММ.ГГГГ, решением Сызранского городского суда Самарской области от 05.12.2002 г., копиями свидетельства о рождении и паспорта Н.О.А., а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм, вывод суда об обязании Администрации г.о. Сызрань Самарской области предоставить Н.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм является правильным.

Ссылка представителя Администрации г.о. Сызрань Самарской области в апелляционной жалобе на отсутствие средств, необходимых для финансирования осуществления государственных полномочий по предоставлению жилья данной категории граждан, не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *