Исковые требования об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворены в части, поскольку строительство многоквартирного дома ведется на земельном участке, предназначенном и предоставленном для этих целей, основания для отказа во включении истца в реестр по заявленному ответчиком мотиву отсутствуют.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.08.2014 N 33-8076/2014

Судья: Нуждина Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),

судей: Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Промышленного районного суда г. Самары Самарской области от 18 июня 2014 года, с участием Б., его представителя Е., Л. (представителя Министерства строительства Самарской области),

установила:

Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, указав, что в соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства строительства Самарской области от 24.01.2014 года ему отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании подпункта 4 пункта 14 Правил ведения данного реестра, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403. Согласно данному подпункту основанием для отказа во включении в Реестр является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Между тем, договор об инвестировании в строительство жилого дома по ул. Г.Димитрова между Б. и ООО «Материк» заключен 20.03.2008 года. Согласно протоколу зачета взаимных требований от 20.03.2008 года стоимость квартиры заявителем полностью оплачена. Таким образом, денежные средства заявителя привлекались для строительства объекта до вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ, следовательно, правовые основания для отказа во включении в Реестра по подпункту 4 пункта 14 Правил ведения данного реестра, отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства Министерство строительства Самарской области, ссылаясь на допущенную в решении опечатку, изменило правовое основание отказа во включении Б. в реестр граждан, указав в качестве такового подпункт 5 пункта 14 Правил ведения реестра, а именно, привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей. С отказом по данному основанию заявитель также не согласен, поскольку согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользовании г.о. Самара, земельный участок, на котором ведется строительство многоквартирного дома, расположен в зоне Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного значения), в которой к основным разрешенным видам использования относится строительство многоквартирных домов выше 3-х этажей. Кроме того, ссылается, что на возводимый жилой дом выдано разрешение на строительство NRU 63301000-093 от 05.11.2013 года.

Полагая, что правовые основания для отказа во включении его в реестр отсутствуют, Б. просил признать незаконным протокол заседания комиссии Министерства строительства Самарской области от 24.01.2014 г. об отказе Б. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязать Министерство строительства Самарской области включить его в указанный реестр с даты первоначального обращения с соответствующим заявлением.

Решением Промышленного районного суда г. Самары Самарской области от 18 июня 2014 года требования Б. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 24.01.2014 г. по включению Б. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на основании пп. 5 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению заявления Б. от 09.01.2014 г. о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и принять решение по существу. Суд пришел к выводу, что отказ во включении в реестр по заявленному мотиву является необоснованным, поскольку возводимый на земельном участке жилой соответствует основным разрешенным видам использования земельного участка, земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, на нем разрешено строительство капитального объекта.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом не принято во внимание, что земельный участок под жилым домом <адрес> для строительства многоквартирного жилого дома не предоставлялся.

На апелляционную жалобу заявитель Б. представил возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения.

В заседании судебной коллегии представитель Министерства строительства Самарской области доводы жалобы поддержала, ссылаясь на то, что ООО «Материк» земельный участок для строительства не предоставлялся, заявитель при заключении с ним договора не удостоверился в наличии правоустанавливающих документов.

Б. и его представитель возражали против доводов жалобы.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.

Таким органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст. 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области»).

Установлено, что 09.01.2014 г. Б. подал заявление в Министерство строительства Самарской области о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Материалами дела подтверждено и никем не оспаривается, что 20.03.2008 г. Б. и ООО «Материк» заключили договор N 1 об инвестировании в строительство жилого дома по улице Г.Димитрова, в соответствии с которым Общество взяло на себя обязательства осуществить реализацию инвестиционного проекта, провести работы по проектированию и строительству объекта, а также его реализацию по рыночной стоимости в срок до 2 полугодия 2013 года. Дополнительно 20.03.2008 г. между сторонами заключено предварительное соглашение, согласно которому должник обязуется после окончания строительства и ввода дома в эксплуатацию передать Б. в собственность однокомнатную квартиру N 62 (строительный номер) общей проектной площадью 47,75 кв. м, расположенную на 17 этаже в доме по адресу: <адрес> (строительный адрес). Стоимость квартиры Б. оплачена полностью в сумме 474 069 руб. 60 коп.

Решением Министерства строительства Самарской области от 24.01.2014 года с учетом уточнений от 07.03.2014 года заявителю отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены, на основании подпункта 5 пункта 14 Правил ведения реестра.

В соответствии с подп. 5 п. 14 Правил ведения реестра основанием для отказа во включении заявителя в Реестр является привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.

Согласно информации из ИСОГД г.о. Самара, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара по запросу суда, земельный участок, отведенный под строительство жилого дома, расположенного в границах <адрес>, находится в территориальной зоне Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61.

В соответствии с градостроительным регламентом к основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне относятся, в том числе, многоквартирные дома свыше 3-х этажей, многоквартирные дома свыше 3-х этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах.

Таким образом, ссылку Министерства строительства Самарской области на то, что строительство многоквартирного дома ведется на землях, не предназначенных для этих целей, нельзя признать обоснованной.

Более того, по запросу суда Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара в отношении строения по строительному адресу: <адрес> представлен Градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением руководителя Департамента от 16.10.2013 года, а также разрешение на строительство NRU63301000-093 от 05.11.2013 года, выданное Главой городского округа А., которым разрешено строительство капитального объекта — жилых домов со встроено-пристроенными помещениями и паркингами N 3, N 4, N 7 на земельном участке площадью 13730 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Из материалов дела также усматривается, что земельный участок площадью 13730 кв. м по указанному адресу 30.07.2012 года поставлен на кадастровый учет под номером N с разрешенным использованием «для строительства» и на основании договора аренды от 25.10.2012 года предоставлен Министерством строительства Самарской области в аренду для строительства жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями.

При таких обстоятельствах, поскольку строительство многоквартирного дома ведется на земельном участке, предназначенном и предоставленном для этих целей, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа во включении Б. в реестр по заявленному Министерством мотиву. При этом суд обоснованно, исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, возложил на заинтересованное лицо обязанность возобновить рассмотрение заявления Б. о включении его в реестр, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок под жилым домом <адрес> для строительства многоквартирного жилого дома не предоставлялся, опровергаются указанными выше материалами дела.

Доводы о том, что земельный участок не предоставлялся ООО «Материк», с которым заявитель заключил договор инвестирования, не имеют правового значения при оценке отказа во включении в реестр по мотиву строительства многоквартирного дома на землях, не предназначенных для этих целей.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Самары Самарской области от 18 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *