Исковые требования о признании незаконным постановления об исключении из списка очередности на получение жилья военнослужащих и восстановлении в очереди на получение жилого помещения удовлетворены, так как материалы дела не свидетельствуют о том, что истец утратил право состоять на очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 15.08.2014 по делу N 33-8079/2014

Судья: Святкина Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шабаевой Е.И.,

судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,

при секретаре И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11 июня 2014 года, которым постановлено:

«Иск С.С.Б. к Администрации г.о. Новокуйбышевск о признании незаконным Постановления Главы г.о. Новокуйбышевска об исключении из списка очередности на получение жилья военнослужащих и восстановлении в очереди на получение жилого помещения — удовлетворить.

Постановление Главы г.о Новокуйбышевск от 28.07.2006 года N 1621 п. 5.2 п. п.а в части исключения С.С.Б. из списка очередности военнослужащих, уволенных в запас или отставку, состоящих в списке очередности на получение жилой площади при администрации городского округа — отменить.

Восстановить С.С.Б. в указанном списке за прежним номером».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия

установила:

С.С.Б. обратился в суд с заявлении об оспаривании пункта 5.2 принятого Главой г.о. Новокуйбышевск Самарской области 28 июля 2006 года постановления N 1621, которым он был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в жилом помещении в связи с выбытием с избранного постоянного места жительства.

Просил суд признать это постановление незаконным и возложить на администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области обязанность устранить в полном объеме нарушение его прав на получение жилья в избранном постоянном месте жительства путем отмены незаконного постановления и возложения на администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области обязанности по его восстановлении в списке очередников на получение жилья с даты постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований указал на то, что в 1999 года с составом семьи четыре человека был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как военнослужащий, уволенный с военной службы и избравший местом постоянного жительства город Новокуйбышевск Самарской области. За прошедшее время очередь не продвигалась, с семьей он вынужден был проживать в заброшенном военном городке <адрес> Шкотовского района Приморского края, в связи отсутствием работы с семьей он был вынужден перебраться во Владивосток, где он и его семья проживают на съемной квартире.

В январе 2014 года в жилищном отделе администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области им была получена выписка из вышеуказанного постановления, которое в части его касающегося пункта 5.2 является незаконным, нарушает его конституционное право на жилье. Тот факт, что он вынужден был постоянно проживать с семьей за пределами г. Новокуйбышевск, которое указал в заявлении о постановке на очередь для получения жилой площади за счет средств федерального бюджета от 17 сентября 1999 года в качестве постоянного места жительства не влечет за собой утрату им оснований состоять на вышеуказанном учете.

В судебном заседании представитель С.С.Б. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области против удовлетворения требований С.С.Б. возражали, ссылаясь на то, что постановление администрации г.о. Новокуйбышеск Самарской области от 28 июля 2006 года N 1621 в части исключения С.С.Б. из списка граждан, уволенных с военной службы нуждающихся в жилых помещениях является законным. Основанием для его вынесения послужило то, что С.С.Б. выбыл на другое место жительства.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 67-71).

В апелляционной жалобе представитель администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований С.С.Б. (л.д. 75-77).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что основанием для вынесения Главой г.о. Новокуйбышевск Самарской области 28 июля 2006 года постановления N 1621 в оспариваемой С.С.Б. части послужило то, что в ходе перерегистрации граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма, проводимой администрацией г.о.Новокуйбышевск Самарской области ежегодно было выявлено, что С.С.Б. выбыл на другое место жительства, а именно: <адрес>, тогда как согласно подпункта «а» пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями. Кроме того, ст. 56 ЖК РФ предусмотрено снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование. Уведомление о принятом постановлении направлялось по месту жительства С.С.Б. в военном городке в Шкотовском районе Приморского края и по адресу в г. Новокуйбышевск Самарской области, однако переписка не сохранилась. Указывает также на то, что в 2002 году С.С.Б. в администрацию г.о.Новокуйбышевск Самарской области было подано заявление о включении в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и каждый год он должен был предоставлять заявление о выделении сертификата в следующем году, то есть он должен был ежегодно подтверждать свое желание быть участником указанной программы. Просил применить последствия пропуска С.С.Б. срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания истца нуждающимся в получении жилья.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 г., гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» предусмотрены следующие положения снятия с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Постановлением Правительства Самарской области от 8 июня 2011 года N 266 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц (далее — Порядок), разработанный в соответствии со статьями 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и определяющий механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», принятых органами местного самоуправления муниципальных образований и городских округов в Самарской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года (далее — граждане, уволенные с военной службы).

Согласно пункта 1.2 указанного Порядка учет и обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований и городских округов в Самарской области, наделенными соответствующими полномочиями Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее — органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка по выбору граждан, уволенных с военной службы, обеспечение их жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее — социальная выплата).

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

Судебной коллегией установлено, что С.С.Б. с 1 августа 1987 года поступил на военную службу (л.д. 5). 1 апреля 1998 года приказом ВРИО командующего ВВС Тихоокеанского флота N 017 в соответствии с Законом РФ от 11.02.1993 года N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» он был досрочно уволен с военной службы в запас по ст. 49 ч. 2 п. «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) (л.д. 16).

С 18 октября 1999 года С.С.Б. состоял в очереди на получение жилья в администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области по избранному им месту жительства после увольнения с семьей 4 человека — сам С.С.Б., его жена С.Л. и его двое детей сын С.В. и дочь К. (л.д. 20).

В своем заявлении на имя Главы города Новокуйбышевск Самарской области от 17 сентября 1999 года о постановке на очередь для получения жилой площади за счет федерального бюджета С.С.Б. указал, что проживает <адрес> (л.д. 15), в которой зарегистрирован и проживает с членами своей семьи по настоящее время. Указанная квартира принадлежит МО РФ (л.д. 22-24).

Постановлением администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области от 28 июля 2006 года N 1621 /подпункт а пункта 5.2/ С.С.Б. был снят с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений граждан, уволенных с военной службы в связи с выбытием с указанного места жительства (л.д. 10-13).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.

В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены гл. 7 и ст. 56 ЖК РФ.

В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.

Согласно пп. «и» п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Материалы дела не свидетельствует о том, что истец утратил право состоять на очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства в г. Новокуйбышевск Самарской области, в его пользовании и пользовании его семьи находится то же жилое помещение, что и при постановке его и членов его семьи на очередь для улучшения жилищных условий в 1999 году, которое он указал в своем заявлении от 17 сентября 1999 года (л.д. 15).

Ссылка в апелляционной жалобе на пропуск С.С.Б. срока обращения в суд является несостоятельной, поскольку администрацией не представлено надлежащих доказательств того, что о нарушении своих прав С.С.Б. узнал ранее 9 января 2014 года (по его утверждениям о нарушении своих прав он узнал в января 2014 года, заявление в суд согласно штемпелю на конверте (л.д. 7) им направлено 9 апреля 2014 года).

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности удовлетворении требований С.С.Б. о признании незаконным пункта 5.2 принятого Главой г.о. Новокуйбышевск Самарской области 28 июля 2006 года постановления N 1621, которым он был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в жилом помещении и о восстановлении его в очереди для обеспечения жильем под номером по состоянию на день принятия вышеуказанного постановления с составом семьи 4 человека.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 11 июня 2014 года оставить без изменения, жалобу представителя администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *